PDA

Просмотр полной версии : Дореволюционные морские знаки


Marconi
06.03.2010, 11:39
Знак "Общества спасения на водах"

http://i020.radikal.ru/0903/50/00fbd46d4926.jpg (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.radikal.ru%2F)
Знак Императорского Российского общества спасения на водах . Утвержден в 1894 году.
Знаки вручались должностным лицам и активным общества (председателю, почетным членам, членам правления и вносящим ежегодно от 50 рублей на нужды общества), но при оставлении должности или прекращении выплат знаки возвращались обратно в общество.
Серебро, позолота, винт. Лента Владимирская.
Размер 45х45 мм.

(http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fwww.irnet.ru%2Fnum izmat%2Flevel2%2Fobv_spas_1.htm)

Marconi
06.02.2011, 15:57
Знак об окончании Штурманского Офицерского класса, 1913

http://s014.radikal.ru/i326/1102/a0/c47581140ec1.jpg

Знак имели право носить: офицеры, успешно окончившие временный штурманский класс и получившие звание штурманского офицера 2-го разряда, начиная с окончивших класс в 1911 году, все офицеры не прошедшие курса Штурманского Офицерского класса, но имеющие звание штурмана 1-го разряда, офицеры окончившие Гидрографический отдел Морской академии и успешно сдавшие экзамен после практического плавания вместе со слушателями Штурманского Офицерского класса, начальник Штурманского Офицерского класса и преподаватели.

Marconi
06.02.2011, 16:04
Знак об окончании Морского инженерного училища Императора Николая I в Кронштадте, 1910

http://s59.radikal.ru/i164/1102/46/9bd42d3e560c.jpg

Морское инженерное училище было образовано в 1798 г. как Училище корабельной архитектуры при Санкт-Петербургском адмиралтействе. 24 сентября 1898 г. в связи со столетним юбилеем получило наименование Морского инженерного Училища императора Николая I.


http://s40.radikal.ru/i087/1102/ac/6fabc76dbcf9.jpg

В задачи Морского инженерного училища входили общеобразовательная, военно-воспитательная и строевая подготовка офицеров инженерных войск.

РУЛЬ
02.03.2011, 02:17
Памятный жетон офицеров бр-ца "Адмирал Ушаков" с Фамилиями погибших и спасшихся офицеров.

В Цусимском сражении. Дневной бой 14 мая 1905 г.


Утром 14 мая на броненосце оставалось еще по 440—446 т угля и примерно по 200 т пресной воды. Перегрузка по сравнению с нормальными запасами составляла не менее 370—380 т. Водоизмещение «Адмирала Ушакова» приближалось к 4975 т. Броневой пояс возвышался над действительной ватерлинией на 24 см. С учетом фактического волнения это означало, что надводная часть борта полностью лишена защиты.
Утром корабли эскадры вступили в огневой контакт с японскими крейсерами. «Адмирал Ушаков» стрелял из обеих башен главного калибра и 120-мм орудий левого борта фугасными снарядами. В дневном бою, по решению командира В. Н. Миклухи, броненосец сосредоточил свой огонь по броненосным крейсерам «Касуга» (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%83%D0%B3%D0%B0_%28%D0%BA%D1% 80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80%29) и «Ниссин (http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0% BD_%28%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80%2 9&action=edit&redlink=1)» (флаг вице-адмирала С. Мицу). «Адмирал Ушаков», обходя вышедшего из строя «?мператора Александра III», пытавшегося подать какой-то сигнал распушенными по борту флагами, получил попадание 203-мм снарядом в правый борт у 15-го шпангоута близ ватерлинии. Второй снаряд проделал дыру диаметром около 90 см на уровне ватерлинии в носовом гальюнном отделении. На ходу корабля при волнении и стрельбе носовой башни подвести пластырь оказалось невозможным. Пришлось задраить водонепроницаемую переборку на 10-м шпангоуте в жилой палубе, и форпик заполнился водой. Броненосец сел носом, потерял до 4 уз хода и стал плохо слушаться руля. Несколько позднее третий снаряд сделал вмятину в броне кормовой башни.
В бою 14 мая, броненосец выпустил около 200 снарядов из 4-х орудий 254-мм и 400 снарядов из 2-х 120-мм. Корабль получил три попадания снарядов, 4 человека было убито и 4 ранено.

Неравный бой и гибель броненосца «Адмирал Ушаков»


14 мая около 20 ч, корабли эскадры взяли курс на Владивосток. Ночью броненосец отстал от эскадры, неспособный удерживать 12-узловую скорость из-за дифферента на нос, вызванного попаданием снаряда в дневном бою. К полуночи В. Н. Миклуха собрал совет из старших офицеров. Было решено идти курсом норд-ост 23°, стараясь догнать эскадру, а если это не удастся, то прорываться во Владивосток самостоятельно.
Около 14 ч японцы обнаружили на юге броненосец «Адмирал Ушаков» — единственный из 12 русских броненосцев, оставшийся боеспособным. Около 15 ч вице-адмирал X. Камимура направил против последнего корабля противника своего младшего флагмана X. Симамуру с крейсерами «?вате» и «Якумо». По тактико-техническим элементам японские корабли превосходили «Адмирала Ушакова. Двукратный перевес японцев в скорости обеспечивал занятие выгодной позиции, а огневая мощь позволяла нанести тяжелые повреждения сравнительно небольшому русскому кораблю, не имевшему броневой защиты оконечностей и средней артиллерии. В 16 ч 50 мин X. Симамура, следуя полученному от адмирала X. Того приказанию, распорядился поднять сигнал по международному своду: «Ваш флагман сдался, предлагаю Вам сдаться». «Адмирал Ушаков» тем временем тщетно пытался развить скорость более 9—10 уз. Очередной совет офицеров единогласно решил «драться, пока хватит сил, а потом уничтожить броненосец» . Наконец разобрали половину сигнала: «Советую Вам сдать Ваш корабль... Ну, а продолжение и разбирать нечего,— сказал В. Н. Миклуха,— долой ответ, открывайте огонь».
Броненосец открыл огонь по «?вате» из обеих башен и двух 120-мм орудий правого борта. Точные по направлению выстрелы давали недолеты из-за износа орудий и погрешностей дальномеров. Японцы, спустив бесполезный сигнал, в 17 ч 10 мин ответили с дистанции около 49 кабельтовых. После первых четырех выстрелов вышло из строя гидравлическое наведение носовой башни. Первый крупный (203-мм) снаряд попал в броненосец не ранее чем через 10 мин после начала боя. Он ударил в борт против носовой башни и сделал большую пробоину у ватерлинии. Вскоре попаданием 152-мм снаряда в батарею вывело из строя правое носовое 120-мм орудие, а другой такой же снаряд (или два) вызвал возгорание и взрыв трех беседок со 120-мм патронами. В батарее начался пожар, загорелись обшивка борта и рундуки в жилой палубе. Через 20 мин боя крен броненосца на правый борт стал ощутимо затруднять вращение башен, еще через 10 мин огонь из них пришлось прекратить, и только последняя 120-мм пушка продолжала вести огонь.
Командир В. Н. Миклуха, считая возможности сопротивления исчерпанными, приказал потопить корабль, а команде спасаться. Броненосец остановился и быстро кренился на правый борт. Японцы при этом не прекращали огня. Для спасения команды удалось спустить продырявленный полубарказ, плававший килем вверх, и спасательный круг, за который держались несколько десятков человек. «Адмирал Ушаков», погружаясь носом в воду, лег на правый борт и перевернулся. Через три минуты днище корабля кормой вперед ушло в воду. Пока таран броненосца не скрылся под водой, японцы продолжали огонь, расстреливая плавающих моряков. Более 20 человек погибли от попадания снаряда в центр спасательного круга.
Артиллеристы контр-адмирала X. Симамуры в этом бою не могли похвастаться особой меткостью: за 30 мин, стреляя по тихоходной и маломаневренной цели, они добились не более 4—5 прямых попаданий, из них два 203-мм снарядами. Оба крейсера выпустили 89 203-мм и 278 152-мм снарядов, следовательно общий процент попаданий составил не более 1,1 —1,4 (для 203-мм орудий 2,3 %). «Адмирал Ушаков» произвел около 30 выстрелов из 254-мм и до 60 выстрелов из 120-мм орудий. На корабле к моменту затопления еще оставалось около 70 снарядов главного калибра и около 190 120-мм патронов.
Командир Владимир Николаевич Миклуха, скончался от ран, некоторые умерли от переохлаждения в воде температурой 11,5°. «?вате» и «Якумо», прекратив огонь, подошли к месту гибели броненосца и спустили шлюпки для оказания помощи морякам. Спасение продолжалось до темноты, «?вате» подобрал 182, а «Якумо» 146 человек. ?з команды броненосца погибли семь офицеров, три кондуктора и 84 унтер-офицера и матроса.
По японским данным, последний бой броненосца «Адмирал Ушаков» произошел в 60 милях к западу от острова Оки. Корабль скрылся под водой около 10 ч 50 мин 15 мая 1905 г. В донесении Е. А. Максимова указаны и координаты гибели: 37°00' с. ш., 33°30' в. д.


http://i53.tinypic.com/r0dx5z.jpg


На аверсе жетона - Фамилии погибших офицеров, на реверсе - спасшихся

РУЛЬ
30.03.2011, 11:06
Жетон в память боя крейсера « ВАРЯГ» и канонерской лодки «КОРЕЕЦ» с японской эскадрой при Чемульпо 27 января 1904 года.
Такие и подобные жетоны были выпущены в память боя при Чемульпо после Русско – японской войны, делались из различных металлов. Вырученные от их продажи деньги направлялись семьям погибших и раненых моряков.

Данный вариант: Серебро, позолота – диаметр 2,4 см. ЦВММ.

http://i53.tinypic.com/333lk5w.jpg

РУЛЬ
31.03.2011, 15:35
Жетон в память вице-адмирала С.О.Макарова.

http://i52.tinypic.com/2d0fn9z.jpg

Неизвестная мастерская. Диаметр 33,7 мм.
Бойнович, Доценко# 130. Бойнович, Сибирцев# 1.151. Доценко# 113. Довольно редкий.
Макаров Степан Осипович (27.12.1848, Николаев — 31.3.1904, близ Порт-Артура), русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал. Сын прапорщика флота. Окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре (1865 г.). Мичман (1869 г.), капитан-лейтенант и капитан 2-го ранга (1877 г.), капитан 1-го ранга (1882 г.), контр-адмирал (1890 г.), вице-адмирал (20.8.1896 г.). В 1876 г. назначен командиром парохода «Константин». Участник Русско-турецкой 1877–1878 гг. и Ахалтекинской экспедиции 1880 г. В декабре 1877 г. и в январе 1878 г. под его руководством и при его личном участии были впервые использованы в боевых действиях против турецких кораблей в Батуме самодвижущиеся мины. С 1881 г. командовал кораблями «Тамань», «Князь Пожарский», «Витязь» (на нем совершил кругосветное плавание). С 1890 г. младший флагман Балтийского флота, с 1891 г. главный инспектор морской артиллерии, с 1894 г. командующий эскадрой Средиземного моря, с 1896 г. командующий практической эскадрой Балтийского моря, с 1899 г. главный командир Кронштадтского порта, с 1904 г. командующий флотом Тихого океана. Награжден орденами: Св. Георгия 4-й ст. (8.9.1877 г.), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1877 г.), Св. Станислава 1-й ст. (1893 г.), Св. Анны 1-й ст. (1895 г.), Св. Владимира 2-й ст. (1898 г.), Белого Орла (1902 г.) и золотой саблей с надписью «За храбрость» (3.9.1877 г.). С началом Русско-японской войны 1904–1905 гг. прибыл на Дальний Восток (23.2.1904 г.), чтобы принять командование флотом. Погиб утром 31 марта 1904 г. в двух милях от Порт-Артура при взрыве наскочившего на японскую мину флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск».


http://i53.tinypic.com/2a9qrrp.jpg

Плакетка в память о гибели вице-адмирала С.О. Макарова, 31 марта 1904 года на эскадренном броненосце "Петропавловск". Бронза, 43,43 г. Размер 51x38 мм.

Marconi
31.03.2011, 22:18
Российский царский морской знак для головного убора

http://s52.radikal.ru/i136/1103/b2/7b0cbb610708.jpg

Nertis
01.04.2011, 01:42
Российский царский морской знак для головного убора

http://s52.radikal.ru/i136/1103/b2/7b0cbb610708.jpg


странно, очень похоже, что на груди орла герб Владивостока....
Первый герб города Владивостока был разработан архитектором Ю. Э. Рего в 1881 году. Автор поместил в геральдический, так называемый «французский», щит зелёного цвета изображение золотого тигра, с червлёными глазами и языком, обращённого в правую сторону. В вольной части справа — герб Приморской области. Щит украшен золотою башенной короной с тремя зубцами, за щитом два перекрещивающихся золотых якоря, обвитых Александровской лентой.
http://s005.radikal.ru/i212/1103/e9/1621bf89dfa6.png
Александр III утвердил этот вариант герба 28 марта (16 марта по старому стилю) 1883 года.

В 1971 исполком городского совета утвердил новый вариант герба в целом напоминающий предыдущий вариант, но в зубцы башенной короны были вписаны серп и молот. В верхней части щита изображение фигуры знаменосца — основной фигуры памятника «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке». Якоря перевиты гвардейской лентой.

24 июня 1992 года решением № 290 Владивостокского городского Совета народных депутатов (Малым Советом) был восстановлен образец, утверждённый Александром III, однако в него было внесено два изменения: был исключён герб Приморской области, которая больше не существовала, а тигр стал более похожим на настоящего.
http://s016.radikal.ru/i335/1103/c7/49ca24c2471c.png

http://s52.radikal.ru/i137/1103/cd/cee498a99d75.jpg

РУЛЬ
19.04.2011, 18:54
Крест «За Порт-Артур»
После завершения русско-японской войны был выработан статут о специальном знаке отличия для награждения участников обороны крепости, но какие-то неведомые силы сдерживали его утверждение. Возможно, эта награда так и осталась бы благой задумкой, если бы не иностранная медаль, отчеканенная на пожертвования французского народа. Конфликт, возникший по поводу ее вручения с кружком портартурцев, толкнул министерство к утверждению давно подготовленного статута. Но только к юбилейной дате — десятой годовщине обороны, 19 января 1914 года, за шесть месяцев до начала первой мировой войны, специальный крест «За Порт-Артур» украсил грудь оставшихся в живых защитников крепости.

?мелось две разновидности этого знака: серебряный — для награждения офицерского состава и светло-бронзовый — для нижних чинов.

Концы креста (42×42 мм) уширены на манер Георгиевского, но со скрещенными в центре мечами (рукоятями вниз); в розетке, стилизованной под шестибастионный многоугольник крепости, на белой эмали изображен черный силуэт эскадренного броненосца с хорошо различимыми бортовыми орудиями.

На двух горизонтальных концах креста помещены крупные выпуклые надписи: на левом — «ПОРТЬ», на правом — «АРТУРЪ»; на обороте знака имеется штифт для крепления его на одежду.

Встречаются подобные кресты и из светлой бронзы, несколько отличающиеся от вышеописанного. Они не имеют в розетке эмали, корабль на них изображен в профиль (правым бортом).

Кузнецов А., Чепурнов Н., Наградная медаль. в 2-х тт. 1992.
http://i55.tinypic.com/263ap9v.jpg

РУЛЬ
22.04.2011, 16:48
Медаль « В память похода эскадры адмирала Рожественского на Дальний восток»

http://i51.tinypic.com/24dqz2a.jpg

Оборона Порт-Артура в сентябре месяце достигла наивысшей точки, а на далекой Балтике эскадра З. П. Рожественского только подтягивалась к порту Либава (ныне Лиепая). 2 октября 1904 года она в составе 7 броненосцев, 8 крейсеров, 8 миноносцев, 2 пароходов «Добровольного флота» и отряда транспортов в 25 вымпелов тронулась в далекий путь (через три океана) длиной около 34 тысяч километров. Задачей ее было соединиться с порт-артурской эскадрой и развернуть военные действия против японцев, чтобы «...завладеть Японским морем».
Не успели русские корабли выйти в просторы Северного моря, как начались неприятности. Среди ночи у Доггер-Банки эскадра приняла гулльские рыболовные суда за японские миноносцы и расстреляла их. Заодно, не разобравшись в темноте, досталось и своим. За «гулльский инцидент», который ославил русский флот на весь мир, Россия выплатила 650 тысяч золотых целковых за нанесенный ущерб.
На Танжерском рейде, у Гибралтарских ворот, небольшая часть судов с мелкой осадкой была отделена от эскадры и направлена через Средиземное море к Суэцкому каналу и дальше – через Красное море в ?ндийский океан. Основные же силы пошли на юг по Атлантике. Огибая огромный материк Африки, корабли то попадали в полосу проливных тропических дождей, то шли в густом молочно-белом тумане, подавая сигналы утробным ревом, то монотонно качались на мертвой зыби под невыносимо палящими лучами тропического солнца, то входили в полосу непрерывных многодневных штормов, когда все вокруг беспрестанно ревело и клокотало под ураганным ветром. Строй кораблей растягивался на сотню миль, транспорты отставали и часто выходили из строя из-за каких-либо неполадок. А они случались очень часто. Вот как высказывался об этом командир одного из отрядов эскадры Добровольский: «... Ни одно судно прилично не оборудовано, все сделано кое-как, на живую нитку... Смешно сказать, наш отряд два месяца в пути, а машины наших крейсеров... все еще не могут развить и половины той скорости, которая для них была обязательна...».
Условия перехода были невыносимо тяжелыми, уголь зачастую приходилось грузить с немецких угольщиков вручную, прямо в открытом море, в страшную тропическую жару – день и ночь, грязные и уставшие матросы буквально валились с ног. За простой судов немцы взимали по 500 рублей за сутки, а сама цена на уголь была астрономической.
Топливом запасались до предела, им заваливались все углы и даже жилые помещения, уголь самовозгорался, и на кораблях возникали частые пожары.
У острова Сент-Мария, вблизи Мадагаскара, эскадра попала в страшный шторм. Огромные броненосцы кидало словно игрушки, «Дмитрий Донской» в этой дикой пляске океана потерял катер, из походного строя вывалился буксир «Русь», на броненосце «Князь Суворов» загорелся уголь, у «Авроры» сорвало и унесло в океан вельбот...
В Нессибе, на Мадагаскаре, были получены известия о сдаче японцам Порт-Артура и гибели Тихоокеанской эскадры. Дальнейшее следование к Порт-Артуру теряло смысл. Экипаж эскадры проводил ремонт, матросы надеялись на возвращение обратно на Балтику. Командующий эскадрой Рожественский, недавно получивший чин вице-адмирала, хорошо понимал нецелесообразность и гибельный конец этого предприятия, но не смел возразить императору Николаю II, сказать о слабости его эскадры перед силами японского флота, который был взлелеян сильнейшими странами Европы и США. В подкрепление Рожественскому из Либавы была отправлена 3 февраля 1905 года еще одна эскадра, под командованием контр-адмирала Н. ?. Небогатова, в составе всего пяти вымпелов – одного старого броненосца, такого же крейсера и трех малых броненосцев береговой обороны, которые матросы прозвали «самотопами». Они были низкобортны и предназначались только для действий в тесных шхерных условиях Финского залива, но никак не для эскадренных боев.
Ожидание подкрепления на Мадагаскаре затягивалось. Чтобы ограничить японцам время для подготовки к «встрече» русской эскадры, Рожественский назначил рандеву с Небогатовым на 26 апреля недалеко от бухты Ванг-Фонга и двинул свою огромную флотилию через ?ндийский океан. В ночные часы среди бескрайних океанских просторов эскадра напоминала своими разноцветными ходовыми огнями сказочный город. ? если бы не чувство напряженного ожидания предстоящей жестокой развязки, этот поход мог бы сойти за увлекательное путешествие. Но суровая действительность постоянно напоминала о себе. Трудности были невероятными, помощи ждать было неоткуда. Даже союзники-французы не дали эскадре (9 апреля) передохнуть в своей бухте Кампранг, заставили ее покинуть порт, боясь осложнений с японцами.
После встречи с Небогатовым, корабли которого лишь незначительно увеличили силы русских, объединенная эскадра направилась на север, к месту гибели, держа курс на Корейский пролив. Немецкие угольщики, снабжавшие эскадру, боялись проникать в воды восточных морей после японского предупреждения, и русская эскадра шла дальше, перегруженная углем сверх всякой меры.
Японцы, узнав, что русская эскадра направилась, не меняя курса, на Корейский пролив, сосредоточили у Цусимских островов три эскадры и – для более успешных действий – разделили каждую еще на два-три отряда. Корабли у них были в основном новые, построенные по последнему слову техники. «...Один броненосец «Микаса», водоизмещением в пятнадцать тысяч тонн – колосс, равного которому нет во всей русской армаде. – пишет Г. Халилецкий. Далее он красноречиво характеризует японские преимущества. – ...Да, Европа уж расстаралась для ниппонской империи! Пушки на японских кораблях – систем, подозрительно похожих на германские, навигационные приборы – близнецы британским, аппараты для... минных атак, говорят, до этого были запатентованы в Северо-Американских Соединенных Штатах. Даже лоции, если их сличить с теми, которые отпечатаны в Лондоне, отличаются только разве тем, что вместо строчек английских названий – на них узкие столбики иероглифов...».
А вот что говорит о преимуществе вооружения японского флота С. М. Белкин в своей книге «Рассказы о знаменитых кораблях»:
«...Японцы располагали мощными фугасными снарядами, обладавшими сильным взрывным действием, и расстреливали наши корабли от 5,5 до 17,5 км. (По словам самого адмирала Небогатова наши снаряды взрывались только в 25%). Кроме того, японские были скорострельное, если русские могли в минуту произвести 134 выстрела, то японцы до трехсот. В японских снарядах было больше взрывчатки. А в качестве стрельбы (преимущество) было еще значительней. Русские выстреливали в минуту около 200 кг взрывчатого вещества, в то время как японцы до 3.000 кг».
Японцы ждали русскую эскадру еще в январе, и у них было предостаточно времени на подготовку к решающему сражению.
12 мая, не доходя до острова Чеджудо, перед Корейским проливом от русской эскадры были отделены шесть транспортов, в том числе три торговых судна добровольного флота. ?х отправили в сопровождении крейсеров «Днепр» и «Рион» в обратный путь. Теперь, перед боем, они были лишней обузой боевым кораблям. В тот же день эскадра направилась к восточному проходу Корейского пролива между Японией и Цусимскими островами. В ночь на 14 мая она прошла сторожевую линию японцев без огней, но два освещенных госпитальных судна выдали японцам маршрут ее движения.
Утро над проливом вставало хмурое, неспокойное. Пелена тумана, клочьями висевшая над водой, начинала рассеиваться. Экипаж эскадры жил тревожным ожиданием нападения японцев.
Дальнейший ход событий лучше проследить глазами самих участников Цусимского сражения – на основании документов, дневников и воспоминаний. Вот как описывает этот бой очевидец, находившийся на крейсере «Аврора».
«...После того, как расстрелянный флагман «Князь Суворов» огромным горящим костром вывалился из строя, на смену ему явился броненосец «Александр III», с именем которого навсегда останутся связанными наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы... На этот броненосец обрушился весь огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда... сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный: с массой пробоин в бортах, разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. ?з проломов, из кучи разбитых частей вырывались фонтаны огня. Казалось, что огонь вот-вот доберется до бомбовых погребов крюйт-камер и корабль взлетит на воздух... Достаточно было ему подвергнуться еще нескольким ударам крупнокалиберных снарядов, чтобы окончательно лишиться последних сил. На этот раз он выкатился влево. Очевидно, у него испортился рулевой привод, руль остался положенным на борт. От циркуляции получился сильный крен. Вода, разливаясь внутри броненосца, хлынула к накренившемуся борту, и сразу все было кончено...
С крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах», следовавших за броненосцем, видели, как он повалился набок, словно подрубленный дуб. Многие из его экипажа посыпались в море, другие, по мере того как переворачивалось судно, ползли по его днищу к килю. Потом он сразу перевернулся и около двух минут продолжал плавать в таком положении. К его огромному днищу, поросшему водорослями, прилипли люди, полагая, что он еще долго будет так держаться на поверхности моря, на него полезли и те, которые уже барахтались в волнах. ?здали казалось, что это плывет морское чудовище, распустив пряди водорослей и показывая рыжий хребет киля. Ползающие на нем люди были похожи на крабов.
Оставшиеся корабли, сражаясь с противником, шли дальше.
Свободно гудел ветер, уносясь в новые края. Там, где был «Александр III», катились крупные волны, качая на своих хребтах всплывшие обломки дерева, немые призраки страшной драмы. ? никто и никогда не расскажет, какие муки пережили люди на этом броненосце: из девятисот человек его экипажа не осталось в живых ни одного».
Когда броненосец «Александр III» вышел из строя и стал тонуть, «...За главного остался «Бородино». Отстреливаясь, он шел вперед, едва управляемый оставшимися мичманами... Японцы и на этот раз применили к русским первоначальную свою тактику – бить по головному кораблю. До сих пор «Бородино», несмотря на повреждения и большие потери в людях, держался стойко. На нем еще действовали кормовая двенадцатидюймовая башня и три шестидюймовые башни правого борта. Подводных пробоин корабль, по-видимому, не имел. Но теперь под залпами шести неприятельских кораблей энергия его быстро истощалась. Казалось, на него обрушились удары тысячепудовых молотов. Он запылал как деревянная изба. Дым, смешанный с газами, проникал во все верхние отделения...
Наверху из строевого начальства не осталось ни одного человека... Куда он (корабль) держал курс? Неизвестно... Пока на нем исправно работали машины, он просто шел по тому румбу, на какой случайно был повернут. А вся эскадра... плелась за ним, как за вожаком... Вдруг броненосец весь затрясся от попавшего в него неприятельского залпа и стал быстро валиться на правый борт...» (?з рассказа единственного спасшегося матроса).
Дальше об этой трагедии повествуют авроровцы: «Бородино», опрокинувшийся вверх килем, уже не казался грозным броненосцем, вооруженным почти шестьюдесятью орудиями. Его днище, покрытое ракушками, скорее напоминало днище огромной старой баржи, отжившей свой век.
Мощный корабль – настоящий бронированный город с сотнями людей на борту – ушел в пучину Цусимского пролива. Вода сомкнулась над ним, над гигантской братской могилой». (?з 900 человек экипажа... только одному матросу суждено было остаться в живых. Вырвался из подводной могилы матрос Семен Юшин).
А между тем (расстрелянный ранее флагман) «Суворов» подвергался (тоже) страшной участи. В конце дневного боя... с японской стороны появились миноносцы и, как стаи гончих, набросились на некогда могучего, а теперь умирающего зверя... зайдя (к нему) с носу и выйдя из-под обстрела кормового каземата, японцы смогли выпустить свои мины почти в упор. Три или четыре удара одновременно получил и без того истерзанный броненосец, на момент высоко выбросил пламя, и, окутавшись облаками черного и желтого дыма, быстро затонул.
Спасенных не было. (Остались в живых только офицеры, сошедшие на миноносец «Буйный», которые сопровождали раненого адмирала Рожественского, в том числе и Кржижановский, донесение которого хранится в ЦГАВМФ).
«А в пяти кабельтовых от «Суворова» через несколько минут сложила свою голову и «Камчатка». Она пыталась защитить свой флагманский корабль, имея у себя на борту всего лишь четыре маленьких 47-миллиметровых пушки. Большой снаряд разорвался в ее носовой части, и она стремительно последовала на дно за броненосцем.
С «Камчатки», на которой плавали преимущественно вольнонаемные рабочие, мало осталось свидетелей...».
Так погибли главные силы эскадры, в то время как «...Рожественский со своим штабом, покинув флагманский броненосец, спасался на миноносце «Буйный», потом на миноносце «Бедовый» и сдался японцам. Пушки «Бедового» были позорно зачехлены».
Контр-адмирал Небогатов «вместо андреевского флага поднял простыню». Так зло и горько говорили об адмиральской капитуляции. ?ной была участь русских кораблей, не запятнавших своей чести.
Миноносец «Быстрый» взорвал себя, но не сдался врагу. «Дмитрий Донской» обрек себя на смерть у берегов острова Дажелет – команда затопила крейсер, но не покорилась, не спустила боевого флага.
Броненосец «Адмирал Ушаков» сражался до последней возможности; когда эти возможности были исчерпаны, командир приказал открыть кингстоны.
Командовал броненосцем брат мужественного ученого и путешественника капитан первого ранга Владимир Николаевич Миклухо-Маклай. Он покинул борт «Ушакова» последним, раненный, поддерживаемый матросами, плыл, пока хватило сил, и предпочел плену смерть в водах Цусимского пролива.
Крейсер «Светлана» достойно сражался и достойно погиб, открыв кингстоны. Сотни матросов спаслись в воде. Японский крейсер «Отава», мстя непокорным, не только не взял на борт терпящих бедствие, но и прошел в гуще плывущих, разрывая в клочья винтами беспомощных и безоружных людей...».
? в заключение несколько статистических данных: из 30 боевых вымпелов русской эскадры удалось прорваться во Владивосток только крейсеру «Алмаз» и двум эскадренным миноносцам – «Бравому» и «Грозному». Среди ночи сумели вырваться с погашенными огнями из окружения японских миноносцев три крейсера: «Олег», «Жемчуг», «Аврора». Они ушли в Манилу (на Филиппинах) и там были интернированы американскими властями. Все остальные русские корабли были потоплены или взяты японцами в плен.
Несмотря на трагический финал Цусимского сражения, которого – по его масштабам – еще не знала история, сам по себе 220-дневный переход огромного соединения кораблей через три океана в исключительно тяжелых условиях являлся подвигом. В ознаменование этого события, а также в знак признания доблести русских моряков в грандиозном Цусимском сражении «Государь ?мператор, в 19 день Февраля 1907 года, Высочайше соизволил повелеть установить, согласно прилагаемым при сем описанию и рисунку, медаль в память шавания вокруг Африки 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием Генерал-Адъютанта Рожественского для ношения на груди офицерами и нижними чинами, находившимися на судах, совершивших этот переход».
Ниже в документе дается ее описание:
«Медаль из темной бронзы. Лицевая сторона медали – с изображением земного полушария и с обозначением пути следования эскадры.
Оборотная сторона медали – с изображением якоря и цифр 1904 и 1905.
Лента к медали согласно прилагаемому при сем рисунку (бело-желто-черная)».
Темный цвет медали как бы подчеркивает трагичный конец похода. Некоторые из таких медалей, выполненные частными мастерами, специально тонированы в темный цвет траура. Они, к сожалению, нередко грешат искажениями изображения на них.
Подобные медали частной работы встречаются также из металла золотистого и белого цветов. Все они, в том числе и государственного чекана, имеют в диаметре 28 мм.
В собраниях коллекционеров встречаются иногда и медали «За поход эскадры...», выполненные из темной бронзы и более крупного размера – 30 мм. Они тоже сработаны частным образом. Существуют и миниатюрные – фрачные медали, сделанные из белого металла, диаметром 12 мм.
http://i52.tinypic.com/2pyoq6c.jpg

РУЛЬ
27.03.2013, 01:55
Французская медаль "Защитникам Порт - Артура".

Неофиц. памятная медаль Франции, выпущенная по частной инициативе для награждения российских солдат и офицеров, участников обороны Порт-Артура.
(http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2 Fwiki%2F%25D0%259E%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%2 5D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B0_%25D0%259F%25D0%25BE% 25D1%2580%25D1%2582-%25D0%2590%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2583%25D1%2580 %25D0%25B0)

http://savepic.org/3051163m.jpg (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fsavepic.org%2F3051 163.htm) http://savepic.org/3042971m.jpg (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fsavepic.org%2F3042 971.htm)

Медаль «Защитникам Порт-Артура» — медаль, выпущенная во Франции (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2 Fwiki%2F%25D0%25A4%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%2 5D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F) для награждения военнослужащих Российской империи, которые участвовали в длительной и тяжёлой обороне Порт-Артура, которая длилась с 30 июля по 23 декабря 1904 года. ?нициатором сбора средств для чествования защитников Порт-Артура был Анри Симон, издатель газеты L'Écho de Paris (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2 Fw%2Findex.php%3Ftitle%3DL%2527%25C3%2589cho_de_Pa ris%26action%3Dedit%26redlink%3D1). Было собрано порядка 100 тысяч франков. Сумма была потрачена на подарки для чествования коменданта Порт-Артура Стесселя (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2 Fwiki%2F%25D0%25A1%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2581%2 5D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%2C_%25D0%25 90%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25 BB%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D0%259C%25D0%25B8%25D1%2 585%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%2 5B2%25D0%25B8%25D1%2587) и на изготовление и вручение медалей. За то время, пока организовывался сбор благотворительности, чеканка и передача медалей в Россию начался суд над Анатолием Михайловичем Стесселем (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2 Fwiki%2F%25D0%25A1%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2581%2 5D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%2C_%25D0%25 90%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25 BB%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D0%259C%25D0%25B8%25D1%2 585%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%2 5B2%25D0%25B8%25D1%2587) за сдачу крепости Порт-Артур. Это существенно сказалось на дальнейшей истории медали. Важно заметить, что российских государственных специальных наград героическим защитникам Порт-Артура на тот момент не было, хотя и медаль «В память русско-японской войны» (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2 Fwiki%2F%25D0%259C%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B0%2 5D0%25BB%25D1%258C_%25C2%25AB%25D0%2592_%25D0%25BF %25D0%25B0%25D0%25BC%25D1%258F%25D1%2582%25D1%258C _%25D1%2580%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B A%25D0%25BE-%25D1%258F%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2581 %25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B9_%25D0%25B2%25D0%25B E%25D0%25B9%25D0%25BD%25D1%258B%25C2%25BB) имела особый серебряный вариант, предназначавшийся именно им. Позже, в честь 10-летия обороны Порт-Артура был учреждён крест «За Порт-Артур» (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2 Fwiki%2F%25D0%259A%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2581%2 5D1%2582_%25C2%25AB%25D0%2597%25D0%25B0_%25D0%259F %25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582-%25D0%2590%25D1%2580%25D1%2582%25D1%2583%25D1%2580 %25C2%25BB).



Порядок награждения и ношения медали

В зависимости от материала, медали предназначались разным категориям награждаемых. Медали из позолоченного серебра предназначались офицерам, из серебра — унтер-офицерам, а из бронзы для матросов, солдат, санитаров, портовых рабочих и прочих участников обороны Порт-Артура. Прямые наследники погибших могли получить медаль для хранения в семье.
Поскольку на медали присутствовало имя осуждённого Стесселя (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2 Fwiki%2F%25D0%25A1%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2581%2 5D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%2C_%25D0%25 90%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25 BB%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D0%259C%25D0%25B8%25D1%2 585%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%2 5B2%25D0%25B8%25D1%2587), после доставки медалей в Россию они длительное время хранились в Морском министерстве. Через некоторое время их решились выдать, но со следующими условиями: медали нельзя будет носить, у медалей следует удалить ушки, за счёт получателя будет удалено с медали упоминание о Стесселе (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2 Fwiki%2F%25D0%25A1%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2581%2 5D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%2C_%25D0%25 90%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25 BB%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D0%259C%25D0%25B8%25D1%2 585%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%2 5B2%25D0%25B8%25D1%2587). Это лишало бы медали всякого смысла, превращая их в памятные жетоны. Большинство порт-артурцев на это не согласилось. В итоге медали начали выдавать с 1 декабря 1910 года, без права ношения, поскольку медаль не имела государственного статуса. Непосредственную раздачу медалей организовал «Кружок защитников Порт-Артура в Санкт-Петербурге». Для получения медали требовалось свидетельство на право ношения серебрянной медали В память Русско-японской войны.


http://savepic.org/3070621m.jpg (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fsavepic.org%2F3070 621.htm) http://savepic.org/3026589m.jpg (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fsavepic.org%2F3026 589.htm)




Описание медали



Было три варианта медали, из позолоченного серебра, обычного серебра или бронзы. Диаметр 32 мм. На лицевой стороне изображена батальная сцена с участием двух русских солдат и женщина, символизирующая Францию, которая увенчивает солдат венками. У бортика медали полукругом расположена надпись: «DEFENSE DE PORT- ARTHUR 1904 . На оборотной стороне изображён лев, корона, знамя, два орла и картуш. В картуше надпись: «LA FRANCE — AU GENERAL STŒSSEL ET SES HEROI’QUES SOLDATS», что переводится как «ФРАН­Ц?Я ГЕНЕРАЛУ СТЕССЕЛЮ ? ЕГО ГЕРО?ЧЕСК?М СОЛДАТАМ». Под картушем, вдоль бортика, дугой вдавленная надпись: «SOUSCRIPTION DE L’ECO DE PARIS», что переводится как «ПО ПОДП?СКЕ ЭКО ДЕ ПАР?». Вместо традиционного ушка использовалась сложная подвеска в виде двух изогнутых дельфинов, прикреплявшихся к скобе, предназначенной для крепления к ленте. Лента имела сине-бело-красную окантовку, в цвет флаг Франции, широкую полосу голубого цвета между двумя белыми полосами
http://savepic.org/3059356m.jpg (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fsavepic.org%2F3059 356.htm) http://savepic.org/3063452m.jpg (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fsavepic.org%2F3063 452.htm)

РУЛЬ
29.03.2013, 05:12
Жетоны Кронштадтского морского собрания



http://savepic.org/3090574m.jpg (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fsavepic.org%2F3090 574.htm) http://savepic.org/3089550m.jpg (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fsavepic.org%2F3089 550.htm)



?стория создания морских собраний.


Текст: morskoe-sobranie.ru (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fmorskoe-sobranie.ru), С.П. Сирый, председатель военно-исторической секции Дома ученых РАН, председатель секции истории Российского флота и историограф СПБ МС, заслуженный работник высшей школы России, профессор, капитан 1-го ранга запаса.





?стория создания морских собраний неразрывно связана с историей Флота России. Традиции морских собраний своими корнями уходят в далекие времена царствования императрицы Екатерины II. Это был конец XVIII века, эпоха парусного флота, его расцвета. Отличительной особенностью этой эпохи было то, что плавание парусных кораблей в замерзающих морях происходило только в летнюю кампанию. В зимнее время корабли находились в портах, а их экипажи были на берегу. Свободного времени после летней кампании у военных моряков было много, а вот культурных развлечений и полезных занятий - совсем мало. Литературой по морской тематике интересовались немногие, а книга вообще была недоступной роскошью, поскольку в портовых городах библиотек в то время не существовало. В связи с этим многие молодые офицеры находили развлечения в трактирах, дружественных пирушках и других сомнительных местах.

На Балтийском море основная масса морского офицерского общества располагалась в Кронштадте. В эти годы и родилась мысль о создании какой-то организации, которая помогла бы организовать досуг офицеров в зимние месяцы. Такой организацией стало благородное собрание, созданное по инициативе главного командира Кронштадтского порта адмирала Самуила Карловича Грейга с разрешения императрицы Екатерины II. Это был первый опыт объединения морского общества для "приятных, полезных и благородных развлечений". Открытие клуба состоялось 11(22) марта 1786 г. Царившая в клубе простота нравов, взаимная любовь, дружеское обращение начальников с подчиненными и безусловное уважение последних к первым дали прекрасные результаты: произошло семейное сближение, а молодые офицеры, познакомившись с лучшими представителями морского общества, стали нравственнее. Этот клуб просуществовал всего 9 лет и в 1795 г. прекратил свою деятельность. Произошло это по той причине, что большинство его членов убыло в составе эскадр из Кронштадта к берегам Англии и Голландии для совместного плавания с английским флотом и ведения боевых действий против французов (шла коалиционная война против Франции и Россия выполняла свои обязательства по "тройному согласию" с Англией и Австрией). Таким образом, офицерский морской клуб в Кронштадте являлся первым прообразом морского собрания.

Первым морским собранием было Кронштадтское, созданное 6 (18) февраля 1802 г.. ?нициатором создания этого собрания был лейтенант ?.П. Бунин (не путать с писателем Буниным), который являлся адъютантом у Главного командира Кронштадтского порта адмирала П.?. Ханыкова. Сам Ханыков был старшиной офицерского морского клуба, созданного в 1786 году по инициативе адмирала С.К. Грейга. Польза от создания Кронштадтского собрания была несомненна.

Отвечая первоначально лишь скромной цели облегчения общественной жизни личного состава разоруженного в зимние месяцы флота, Кронштадтское морское собрание быстро расширяло свое значение и свое влияние, отождествляясь с флотом, чутко отзываясь на все им переживаемое, верно отражая в своих настроениях морские злобы дня и служа уже не только местом тесного сплочения офицеров-моряков в часы досуга и отдыха, но и центром обмена морской мысли. От этого Собрания впоследствии создавались морские собрания и в других военно-морских базах флота России, в том числе и Санкт-Петербургское Морское Собрание.

По состоянию на 1910 год в России было 10 таких ведущих морских собраний: Кронштадтское, Ревельское, Либавское, Гельсинфорское, Санкт-Петербургское, Колпинское (?жорских и Обуховских заводов), Севастопольское, Николаевское, Бакинское и Владивостокское. Были и другие морские собрания, в том числе и за пределами России.

В феврале 1910 г. императором Николаем II было принято решение об образовании морского собрания в Санкт-Петербурге с целью улучшения работы с адмиралами и офицерами, служащими Морского ведомства и других ведомств, проживавшими и служившими в городе. В этой связи Морским министром вице-адмиралом Воеводским Степаном Аркадьевичем был подписан приказ № 25 от 3(16) февраля 1910 г., который гласил: "Предписываю кают-компанию офицеров флотских экипажей, расположенных в С-Петербурге, именовать впредь морским собранием при 2 Балтийском флотском экипаже и принять к руководству прилагаемый при сем устав собрания". С этого момента ведет отчет своей истории Санкт-Петербургское Морское собрание.

http://savepic.org/3080334m.jpg (http://sea-wave.ru/forum/redirector.php?url=http%3A%2F%2Fsavepic.org%2F3080 334.htm)

Каждый год 6 февраля в Собрании проводился торжественный прием и бал, посвященный дню основания. В 1858 г. по ходатайству Великого князя Константина Николаевича Собранию было предоставлено здание одного из офицерских флигелей, специально переделанного для нужд клуба. В здании Морского собрания, оформленного картинами А.П. Боголюбова, ?.К. Айвазовского и ?.Е. Репина, находилась библиотека, проводились лекции о развитии флота, выступали знаменитые столичные артисты, в том числе Н.А.Римский-Корсаков, В.В.Андреев, Н.Н.Фигнер. В 1913 г. Кронштадтскому морскому собранию был пожалован особый флаг. В 1917 г. Собрание было закрыто.