Вернуться   Форум "Морская волна" > Водный > Мореплаватели и флотоводцы

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 27.02.2010, 01:29   #1
Flibustier
Developers Team
Adventurer
Старший помощник
капитана

8-я должностная категория

 
Пол: Мужчина
В команде с 23.02.2010
Регистрация под № 4
Страна проживания:
Адрес: Ростов-на-Дону
Сообщений: 1,136
Вес репутации: 14
Сказал(а) спасибо: 335
Поблагодарили 218 раз(а) в 125 сообщениях

Награды пользователя:

Репутация: 52
По умолчанию Джон Франклин

Джон Франклин
(1786—1847)



Джон Франклин (Franklin), английский полярный исследователь, морской офицер. В 1801 участвовал в битве при Копенгагене. В 1803 сопровождал Флиндерса в его путешествии в Австралию; в 1805 сражался при Трафальгаре; в 1815 был ранен под Новым Орлеаном. В 1818 командовал судном "Trebt" — одним из двух судов экспедиции Бьюкена, целью которой было пройти к Берингову проливу северо-восточным путём, через Северный полюс. В 1819-1822 возглавил экспедицию, которая пересекла канадскую территорию от Йорк-Фактори на Гудзоновом заливе до залива Коронейшн, исследовала участок северного побережья американского материка близ устья р. Коппермайн и после тяжёлого обратного перехода прибыла к Гудзонову заливу. В 1825-1827 Франклин на четырёх парусных шлюпках обследовал северные берега Америки и значительные территории у Большого Медвежьего и Большого Невольничьего озёр. В 1845 возглавил экспедицию на судах HMS "Erebus" и HMS "Terror" для отыскания северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий. Экспедиция закончилась гибелью всех её участников; остатки экспедиции были обнаружены на берегу о. Кинг-Уильям Мак-Клинтоком во время плавания в 1857-1859.

В честь Франклина названы мыс, горы, залив и пролив на Аляске и в Канаде.

philatelia.ru
Flibustier вне форума   Ответить с цитированием
>
Старый 27.02.2010, 01:29   #2
Flibustier
Developers Team
Adventurer
Старший помощник
капитана

8-я должностная категория

 
Пол: Мужчина
В команде с 23.02.2010
Регистрация под № 4
Страна проживания:
Адрес: Ростов-на-Дону
Сообщений: 1,136
Вес репутации: 14
Сказал(а) спасибо: 335
Поблагодарили 218 раз(а) в 125 сообщениях

Награды пользователя:

Репутация: 52
По умолчанию

Путеводитель:
Flibustier вне форума   Ответить с цитированием
>
Старый 28.02.2010, 16:56   #3
EVa
Moderator
Старший помощник
капитана

8-я должностная категория

 
Пол: Женщина
В команде с 23.02.2010
Регистрация под № 2
Родина: Днепропетровск
Страна проживания:
Сообщений: 1,492
Вес репутации: 15
Любимый тип судна:
Сказал(а) спасибо: 453
Поблагодарили 461 раз(а) в 263 сообщениях

Награды пользователя:

Репутация: 114
По умолчанию

Джон Фра?нклин

Джон Фра?нклин (15 апреля 1786, Спилсби, Линкольншир — 11 июня 1847, остров Кинг-Уильям) — английский мореплаватель, исследователь Арктики, контр-адмирал.


Поступил в британский флот в возрасте 14 лет. В 1801-1803 участвовал в экспедиции в Австралию под командованием Мэтью Флиндерса, в ходе которой занимался гидрографическими исследованиями. Участник Трафальгарской битвы (1805), был ранен в 1814 в битве под Новым Орлеаном в ходе англо-американской войны.

В 1818 в качестве командира судна "Трент" принял участие в британской арктической экспедиции, которая должна была достичь Берингова пролива, пройдя через Северный полюс (задача, явно невыполнимая, но основанная на представлениях того времени о том, что в районе Северного полюса океан свободен от льдов). Экспедиция смогла продвинуться на север от Шпицбергена, но была вынуждена повернуть назад.

В 1819 организовал и возглавил сухопутную экспедицию в Канаду, которая проделала путь от Гудзонова залива до залива Коронейшен. Затем она обследовала примерно 800 км северного американского побережья, вплоть до мыса Торнэгейн. Особенно трудным был обратный путь, который исследователи прошли, несмотря на голод и лишения. В 1825-1827 возглавил новую экспедицию, участники которой на парусных шлюпках спустились до устья реки Макензи. После этого Франклин с одной частью экспедиции направился на запад, нанеся на карту в результате своего путешествия 600 км северного американского побережья, а другая часть, во главе с Фредериком Уильямом Бичи — на восток. Успешное завершение трудной экспедиции способствовало административной карьере Франклина. Сначала, после публикации результатов экспедиции в 1829 году, он был произведён в рыцари, а позже был назначен губернатором Тасмании и занимал этот пост в 1836-1843 годах.

Вернувшись в Англию, Франклин возглавил экспедицию, направленную для поисков Северо-Западного прохода из Атлантического в Тихий океан на кораблях "Террор" и "Эребус". Отплытие состоялось 19 мая 1845. В течение более чем десяти лет о судьбе её участников не было никакой информации, несмотря на предпринимавшиеся поиски. В 1851-1852 для поисков Джона Франклина была снаряжена экспедиция, которую возглавил Уильям Кеннеди. Кеннеди открыл Беллов пролив, через который направился на запад, к Земле Принца Уэльского, и проплыл вокруг этой земли до мыса Уокер. Считая пролив Пила к югу от Беллова пролива закрытым, он не направился далее на юг, где, может быть, натолкнулся бы и на корабли Франклина, а вернулся в Англию.

Всего в общей сложности поисками экспедиции Франклина занимались 39 полярных экспедиций, многие из которых были снаряжены благодаря усилиям его жены, леди Джейн Франклин, потратившей на это всё своё состояние. Лишь в 1857—1859 экспедиция Фрэнсиса Леопольда Мак-Клинтока обнаружила вещи участников экспедиции и останки некоторых из них. В найденных записках содержалась информация о том, что корабли замёрзли во льдах, которые так и не растаяли, и о негодной провизии. Франклин пережил две зимовки во льдах и скончался 11 июня 1847 в ходе третьей зимовки, как и все остальные участники экспедиции, погибшие от голода, холода и болезней.

Могила Франклина не была найдена. В Лондоне в Вестминстерском аббатстве, где похоронены многие выдающиеся люди страны, ему установлен памятник. Ещё один памятник ему находится в его родном городе Спилсби. На Аляске и Канаде в честь Франклина названы мыс, горы, залив и пролив.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
EVa вне форума   Ответить с цитированием
>
Старый 01.03.2010, 19:46   #4
Flibustier
Developers Team
Adventurer
Старший помощник
капитана

8-я должностная категория

 
Пол: Мужчина
В команде с 23.02.2010
Регистрация под № 4
Страна проживания:
Адрес: Ростов-на-Дону
Сообщений: 1,136
Вес репутации: 14
Сказал(а) спасибо: 335
Поблагодарили 218 раз(а) в 125 сообщениях

Награды пользователя:

Репутация: 52
По умолчанию

Биография Джона Франклина

Джон Франклин (1786-1847) вступил в английский королевский флот 14 лет от роду, совершив в столь нежном возрасте поход в Австралию под руководством Мэттью Флиндерса (1801-1803). Он доказал свою храбрость в битвах при Трафальгаре (1805) и при Ныо-Орлеане (1814). Во время арктического похода Дэвида Бучана (1818 года) Франклин командовал кораблем "Трент".

В 1818 году лейтенант Франклин пытался плыть на север от Шпицбергена, но из-за плохой погоды вынужден был отказаться от этого намерения. В следующем году Франклин организовал сухопутную экспедицию в Канаду. Экспедиция высадилась у фактории Йорк на берегу Гудзонова залива, прошла к Большому Невольничьему озеру и затем по пути, проложенному Хирном, спустилась вдоль реки Коппермайн. От устья Коп-пермайна партия повернула на запад и обследовала свыше 800 километров американского побережья, вплоть до мыса Торнэгейн. Несмотря на голод и бесчисленные лишения, исследователи вернулись благополучно на родину.

Теперь, когда Франклин изучил северное побережье Америки, Беринг и Кук определили её западную границу, а Парри основательно исследовал восточные подступы к архипелагу, задача открытия Северо-западного прохода из Атлантического и Тихий океаны, казалось, была близка к практическому разрешению.

1823-1825 годы были годами усиленной атаки на восточную часть американского Севера. Нужно было связать воедино уже открытые отдельные части материка и островов. Парри хотел пройти через проливы Ланкастер и Принца-Регента. Однако ему не удалось привести в исполнение этот план. Франклин же спустился по реке Мэккензи и нанёс на карту ещё 600 километров северного побережья Америки к западу от устья этой реки.

Другой член экспедиции прошёл на восток от Мэккензи и достиг реки Коппермайн. Капитан Бичи должен был выйти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и идти на восток, но он достиг только мыса Барроу, а дальше пройти не смог. Таким образом, остался неисследованным один только кусочек американского побережья между мысом Барроу и крайней точкой пути Франклина.

[CUT="Читать далее"]Когда Франклин вернулся в Англию, его имя уже было широко известно. Можно было ожидать, что он сделает хорошую карьеру в качестве исследователя, но он был назначен губернатором Тасмании. В течение нескольких лет, казалось, что он стал просто исполнительным чиновником, управлявшим захолустным уголком мира, и что он окончательно оставил географические исследования. Но однажды и на Тасмании ему удалось соприкоснуться с миром исследователей. К нему на остров зашли корабли Джеймса Росса, "Террор" и "Эребус", направлявшиеся в Антарктику. Франклин сделал всё, что от него зависело, чтобы помочь успеху экспедиции.

Прослужив семь лет в Тасмании, он вернулся в Англию как раз в то время, когда Королевское географическое общество усиленно готовило экспедицию для завершения изучения арктических берегов Америки и открытия Северо-западного прохода. Росс только что вернулся из Антарктики, и его открытия подогревали интерес к полярным странам.

Приезд Франклина пришёлся как нельзя более кстати. Несмотря на почтенные годы (ему было пятьдесят девять лет), Франклин казался самым подходящим человеком для руководства большой экспедицией. Ни географы, ни широкая публика не забыли его прежних работ. Когда ему предложили возглавить новую экспедицию, он охотно согласился.

На основательно отремонтированных кораблях "Террор" и "Эребус" были установлены небольшие паровые машины. Команда состояла из 129 человек, и в трюмах находился полный запас продовольствия на три года. У Франклина было несколько опытных сотрудников: Крозье, который участвовал в экспедициях Парри и Росса; Гор, тоже сопровождавший Росса; и Бэк, участник первой экспедиции Франклина, открывший Большую Рыбную реку к западу от Гудзонова залива.

Экспедиция отправилась в путь, полная самых светлых надежд. 12 июля 1845 года Франклин послал с острова Уэлфиш письмо в английское адмиралтейство. Но письмо не содержало ничего существенного и не указывало, по какому пути экспедиция собиралась плыть дальше.

Две недели спустя капитан некоего китобойного судна видел "Террор" и "Эребус". Они пришвартовались у айсберга под 74°40" северной широты и 66° 13" западной долготы и, по-видимому, ждали, когда льды освободят вход в пролив Ланкастер.

Китобои были последними, кто видел корабли Франклина. С тех пор никто из европейских путешественников не видел ни кораблей, ни кого-либо из участников экспедиции.

Неоднократно устраивались поиски членов экспедиции Франклина. Спасательные партии проникали в неизвестные ещё районы и нанесли на карту тысячи километров новых берегов.

Весной 1847 года, в то самое время, когда корабли Франклина стояли затертые льдами у западного берега Бутии, а Гор ходил на землю, чтобы положить записку под каменный столб, англичанин Рэй исследовал полуостров Бутия. По злой насмешке судьбы он прошёл в 250 километрах от места бедствия и не видел никого из людей. Если бы они встретились, все участники экспедиции, вероятно, были бы спасены. Когда были посланы спасательные партии, Рэй тоже был привлечён к участию в них. Рэй и Холл вели поиски на суше вдоль северного побережья Канады, в то время как Мак-Клинток, Коллинсон, Мак-Клюр и другие действовали с моря.

??з морских спасательных экспедиций самой значительной была экспедиция Мак-Клура. Он думал, что корабли Франклина прошли далеко на запад, и потому решил двинуться им навстречу через Берингов пролив. Он достиг Земли Бэнкса, но к северу от неё его судно "??нвестигейтор" было зажато льдами. Тогда он с командой покинул корабль и продолжал путь на санях. Случайно ему удалось встретить одну из спасательных партий, продвигавшихся с востока. Она взяла Мак-Клура и его команду на свои корабли и благополучно доставила их в Англию.

Джеймс Росс вёл спасательную экспедицию со стороны Баффинова залива. В этой экспедиции получил сво1 боевое крещение Мак-Клинток. Через год, в 1849 году, он участвовал в другой экспедиции под начальством капитана Остина, Она была проведена чрезвычайно благополучно, даже без ущерба для здоровья участников. Во время этой экспедиции был сделан ряд вылазок на санях общим протяжением в 11 000 километров, из них около 2000 километров по новым территориям: по островам Корнуолл, Рессель, Батерст и Мелвилл.

В том же году в поисках приняла участие американская экспедиция под командой Де-Хэйвна. Его корабль более 1600 километров дрейфовал во льду. Де-Хэйвн исследовал канал Уэллингтона и открыл Землю Гриннелл.

В 1851 году Рэй спустился по реке Коппермайн, пересек Землю Уол-лестона и исследовал Землю Виктории. Через эскимосов до него дошли первые слухи о судьбе экспедиции Франклина.

В 1852 году была организована большая экспедиция под командой Эдуарда Бельчера.

В ней снова принял участие Мак-Клинток, который за год прошёл 2250 километров, из них половину по неисследованным землям.

Другой участник экспедиции, Мечем, прошёл 1800 километров.

В 1854 году Рэй попал на полуостров Бутия. Здесь он нашёл предметы, оставленные экспедицией Франклина, по которым точно установил место высадки команд "Террора" и "Эребуса" на берег.

Правительство удовлетворилось этими сведениями и прекратило поиски. Но вторая жена лорда Франклина ещё надеялась. Двенадцать лет спустя леди Джейн Франклин за свой счет снарядила корабль "Фоке" и организовала повторную поисковую экспедицию, которую возглавил Фрэнсис Мак-Клинток. Посетив полуостров Виктория, на котором ещё в 1831 году Росс сложил кучу камней, Мак-Клинток наш1л там следующую записку:
"28мая 1847года. Корабли его величества "Эребус" и "Террор" зимовали во льду под 70° с. ш. и 98°23" з. д.
Перезимовав в 1846-1847 годы у острова Бичи, поднялись по каналу Уэллингтона до 77° северной широты и вернулись к западу от острова Корнуэлс. Сэр Джон Франклин командует экспедицией. Всё в порядке. Партия из двух офицеров и шести матросов покинула корабль в понедельник 24 мая 1847 года.
Гор, лейтенант, де-Ве, штурман".

В этой записке, по-видимому, имеется ошибка. На самом деле корабли Франклина зимовали у острова Бичи в 1845-1846 годы и во льду в проливе Виктория в 1846-1847 годы. В течение следующей зимовки они не сдвинулись с места и ничего особенного не произошло. На полях записки имеется следующая приписка:
"25 апреля 1848 года. Корабли его величества "Террор" и "Эребус" были покинуты 22 апреля в 5лигах от этого места, будучи с 12 сентября 1846 года затёрты льдами. Офицеры и команда в составе 105 человек под командой капитана Ф.Р.М. Крозье высадились под 69°37'42"с. ш. и 98°4Гз. д.".

Эта бумага была найдена лейтенантом ??рвингом под грудой камней, сложенной, как предполагали, Джеймсом Россом в 1831 году в 4 милях к северу отсюда, куда она была положена командиром Гором в 1847 году. Однако столб Джеймса Росса тогда не был найден, и бумага была перенесена в то место, на котором был сооружён столб Джеймса Росса.
"Джон Франклин умер 11 июня 1847года, а всего до настоящего времени умерло 9 офицеров и 15 матросов. Ф.Р.М. Крозье, капитан и старший офицер. Джеймс Фиц-Джеймс, капитан "Эребуса". Завтра выступаем на Рыбную реку Бэка".

Таким образом, стало достоверно известно, что в течение полутора лет корабли были зажаты льдами и не могли освободиться, что корабли дрейфовали с ледяным полем на расстоянии около 30 километров, что зимовка прошла без особых трудностей и что весной умер Франклин.

Оставшиеся в живых покинули корабли и пытались спастись, отправившись пешком в Канаду. Часть из них потом сделала попытку вернуться на корабли, но это удалось лишь одному человеку.

Позднейшие экспедиции нашли несколько вещей с "Террора" и "Эребуса" и скелет человека. Одна старая эскимоска рассказывала, что видела партию, продвигавшуюся на юг. По её словам, "то один, то другой падали и умирали на ходу".

Другие эскимосы нашли лодку с несколькими скелетами. В лодке был также ящик с книгами. Это, надо полагать, были записи членов экспедиции, но эскимосы отдали их детям, и те изорвали их.

Один старый эскимос рассказывал, что осенью он видел затёртый льдами корабль. Но никто не решился приблизиться к нему. Когда весной эскимосы обнаружили корабль на том же месте, они отважились подойти к кораблю, стали кричать и стучать.

Никто не отвечал. Тогда они прорубили в борте дыру и осмотрели корабль. Он был пуст. Лишь в одной каюте лежало тело человека, умершего сравнительно недавно. Значит, когда осенью они издали следили за кораблем, не решаясь подойти к нему, в нём ещё оставался живой человек.

Сопоставляя все скудные сведения об экспедиции Франклина, можно установить, что часть моряков прошла через Землю короля Уильяма по направлению к Большой Рыбной реке, на всём пути теряя людей, умиравших от голода и цинги.

В книге Маркэма "Жизнь сэра Джона Франклина" имеется примечание, на которое мало кто обращает внимание. А между тем в этом примечании рассказывается об очень интересном факте, который проливает свет на одну из причин гибели экспедиции. Вот что там говорится: "На первой зимовке Франклина на острове Бичи было найдено несколько куч консервных банок высотой свыше полуметра и шириной от трёх до четырёх метров. Доктор Сузерланд насчитал около 700 штук этих банок, а во время поисков записок было ещё много банок найдено в окрестностях. Эти банки с надписью "Патент Гольднера" были доставлены экспедиции по заказу адмиралтейства в качестве запаса консервированного мяса, но в этих банках очень часто оказывалось гнилое мясо. Большое количество найденных банок наводит на мысль, что моряки обнаружили порчу консервов и выбросили их. Если эта догадка правильна, потеря громадного количества мяса, на которое моряки рассчитывали как на свежее, в противовес солёному, должна была иметь самые серьёзные последствия и, по-видимому, так сократила запасы экспедиции, что привела к катастрофе".

Следовательно, одной из причин гибели героической экспедиции Франклина была алчность английского торгаша, снабдившего своих смелых соотечественников, направлявшихся на штурм Северо-западного прохода, недоброкачественными продуктами. В решительный момент, когда консервы должны были спасти людей от голодной смерти, оказалось, что в них тухлое мясо, опилки и песок.

Шведский путешественник Свен Гедин пишет об этом факте:
"В довершение всего, экспедиция Франклина оказалась жертвой величайшей человеческой гнусности, о которой можно говорить лишь с содроганием".

Человечество по крупицам собирало данные о Земле. Даже трагедия экспедиции Франклина не прошла бесследно. За время поисков десятки людей овладели искусством плавания в Арктике и научились жить на Севере. В результате гибели Франклина возникла современная карта арктической Америки.[/CUT]

www.ivki.ru
Flibustier вне форума   Ответить с цитированием
>
Старый 01.03.2010, 20:27   #5
Marconi
Коллегия Министерства

13-я должностная категория

 
Пол: Мужчина
В команде с 23.02.2010
Регистрация под № 1
Родина: Рыбачий, Камчатка
Страна проживания:
Адрес: Port Moresby
Авто: SuperB
Сообщений: 5,687
Вес репутации: 21
Любимый тип судна:
Сказал(а) спасибо: 2,217
Поблагодарили 2,816 раз(а) в 1,633 сообщениях

Награды пользователя:

Репутация: 219
По умолчанию

Миф о Джоне Франклине

Как всякое событие, ставшее историческим, реальная судьба пропавшей экспедиции сэра Джона Франклина всего за какое-то десятилетие обросла легендами. Удивительно: мифы, кажется, не стали более притягательными,
чем подлинная история полярного похода. Это свойство Севера.

Когда речь заходит об экспедиции капитана Франклина, приходит на ум полный романтики и трагических пересечений роман Вениамина Каверина "Два капитана". Как иногда похоже! Не столько совпадают обстоятельства, сколько заблуждения, чувства, полутона... ?? - знаки.

Ещё мальчишкой Джон Франклин "понюхал" пороху и морского духа: с 14 лет служил во флоте, в пятнадцать он участвовал под командованием знаменитого адмирала Нельсона в разгроме датского флота под Копенгагеном. Плавал с Мэтью Флиндерсом в Австралию - занимался гидрографическими исследованиями. Терпел кораблекрушение. ?? снова
воевал, участвовал в разгроме французского и испанского флотов в битве при Трафальгаре 1805 года. А в 1814-м под Новым Орлеаном получил ранение...

В 1818 году впервые Франклин попал на Север и был им покорен. Произошло это в удивительном для нас (теперь!) походе, организованном британским адмиралтейством для поиска Северного пути в Америку: следуя бытовавшему представлению о том, что на самом полюсе Ледовитый океан в обширных пространствах свободен от льда, командование приказало двум судам – "Доротее" и "Тренту" – пройти сквозь льды в полярные воды, пересечь их и, добравшись до противоположного ледового кольца, найдя в нём проход, дойти до Гавайских островов. Правда, первоначальной задачей было всего-навсего достичь Шпицбергена и обследовать его. Капитаном "Трента" был назначен Джон Франклин. ??, хотя результат был плачевным, а суда, попавшие в ледовый плен, едва не были раздавлены, Франклин и его штурман Джордж Бак (будущий капитан Бак) навсегда "прикипели" к Арктике.

Капитан Франклин возглавил свою первую экспедицию по поиску Северо-Западного пути из Атлантики в Тихий океан уже в следующем, 1819 году. Была и ещё экспедиция — 1825-1826 годов. Соотечественники знали и любили своего героя.

[CUT="Читать далее"]?? вот 19 мая 1845 года состоялось торжественное отплытие новой экспедиции под руководством сэра Джона Франклина: два парусника, "Эребус" и "Террор", отправились выполнять ту же задачу — впервые пройти Северо-Западным морским путем. Франклин был капитаном "Эребуса", капитаном "Террора" - Крозье.

Франклин писал жене несколько раз. Последнее его письмо, оптимистическое и подробное, на шестнадцати страницах, Джейн Франклин получила в августе. Оно было написано на Китовых островах. Жены членов команды тоже получили письма. Например, Осмер, эконом с "Эребуса", писал жене, чтобы их ждали домой в 1846 году, а в письме Фицджемса говорилось, что "на судне с утра до вечера не умолкает смех". Надежды участников экспедиции были самыми радужными.

Одна только Джейн знала: не всё в порядке. ?? беспокоилась гораздо прежде того времени, когда уже следовало беспокоиться. Экспедицию всё-таки постигла долгая, растянувшаяся на два года трагедия. Джейн обладала хорошей интуицией, но ещё она знала то, чего не знали другие. Произошло это накануне отплытия.

Франклину нездоровилось. Он спал на диване, а Джейн сидела рядом и шила флаг, который муж должен был взять с собой. Подумав, что Франклину холодно, закончив работу, Джейн набросила флаг мужу на ноги. Проснувшись и заметив это, Франклин сказал спросонок: "Почему меня прикрыли флагом? Разве ты не знаешь, что флагом покрывают покойников?" Это был знак, думала Джейн, и потому беспокоилась с самого начала. Она старалась не думать об этом, но не думать не могла. Пыталась уйти в работу по подготовке экспедиции — это она позаботилась о множестве столь необходимых для команды мелочей, создававших комфорт в нелёгком путешествии. Библиотека в 1200 томов, даже доска для игры в триктрак и живая обезьянка — её рук дело...

Закончился 1846 год, а от Франклина — никаких вестей. Прошла вторая годовщина со дня отплытия, прошел и 1847 год... Прошло три года!

Трудно обвинять власти в бездеятельности. Во-первых, экспедиция на Север была уже не первой, и потому запасов продовольствия на кораблях (24 офицера и 102 матроса) было заготовлено на три года. К тому же было известно, что Американский (Канадский) Север изобилует дичью, рыбой, оленями (карибу), и при нехватке провианта! опытные полярники, из которых в основном и состояла экспедиция, всегда смогут добыть пропитание на месте. Bo-вторых, неспроста экспедицию возглавлял 59-летний Франклин: английские власти ценили не только его опытность и способность в тяжелейших условиях принять единственно правильное решение. Учитывая прошлые походы, капитан Франклин настоял на усилении обшивки судов (правда, за счёт ходовых качеств). С момента освоения Канадского
Севера многие герои обследовали прежде неведомые берега и воды и нанесли их на карты. Франклин располагал и данными собственных походов, и данными походов Кука, Макензи, а значительно раньше – Дэвиса, Баффина, и современников – Джона и Джеймса-Кларка Россов (дядя и племянник), Парри, Бака, Диза и Симпсона, других исследователей.

Отсутствие известий от Франклина вызвало волнение общественности, она стала бить тревогу и обвинять адмиралтейство именно в бездеятельности. Надо сказать, большую роль в этом сыграла Джейн Франклин. Её сердце
чувствовало беду.

В 1847 году, не имея сведений из похода, адмиралтейство стало готовить спасательные экспедиции.

Джейн настаивала, чтобы спасатели пошли к устью реки Больших Рыб. ?? ошибка адмиралтейства состоит в том, что оно назначило целых три экспедиции — в Берингов пролив, в устье Макензи и к проливу Ланкастер, но не вняло предчувствию вдовы.

Когда спасатели отплыли к месту назначения, всем показалось, что они подготовлены плохо и наспех, и едва прозвучала критика в адрес адмиралтейства, сразу же стали готовить следующую спасательную экспедицию. В январе 1848 года в Берингов пролив отплыл на "Плавере" капитан Мур. В марте из Канады отправился пеший отряд спасателей Джона Ричардсона и доктора Джона Рея. В мае на "Энтерпрайзе" и "??нвестигейтере" к проливу Ланкастер отплыл Джеймс Кларк Росс. С ним Джейн послала письмо супругу: "Любовь моя, если ты получишь это письмо, пусть облегчит оно твои страдания".

Через год, не получив положительных результатов, адмиралтейство объявило, что любое судно, которое сможет оказать помощь пропавшей экспедиции, получит в награду 20 тысяч фунтов стерлингов. Однако в мае 1849 года оно отказалось продать леди Франклин два лихтера, которые Джейн за свой счёт хотела отправить на поиски в район устья реки Больших Рыб. В июне она отправилась на Оркнейские, а затем на Шетландские острова.

В ноябре вернулись ни с чем в Англию Ричардсон и Росс. Доктор Рей остался продолжать поиски. Росс же нашёл только "исключительно тяжёлые ледовые условия". В самом деле, и на севере и на юге района (где и застряли суда Франклина) в те годы сложилась тяжёлая ледовая обстановка. Однако адмиралтейство, не внимая Джейн Франклин,
рассказывавшей о своих беседах с мужем перед его отъездом, продолжало посылать корабли на поиски Франклина глубоко на север, в то время как на юге оставался один только Рей. "Энтерпрайз" во главе с капитаном Коллинсоном и "??нвестигейтер" под командой Мак-Клура отправились к острову Мелвилл, чтобы обследовать его. В апреле суда "Леди Франклин" и "София" направились в пролив Веллингтон. Экспедицию возглавлял капитан Пенни. К острову Банкса отошли "Феликс" и "Мэри". Эту экспедицию финансировала Компания Гудзонова залива, а возглавлял 73-летний Джон Росс! Экспедиция была организована и Североамериканскими Штатами (вышла из Нью-Йорка в мае). В мае же экспедиция, возглавляемая капитаном Остином, отправилась из Англии на четырёх судах, чтобы пройти на запад от пролива Ланкастер и оттуда выслать санные поисковые группы к острову Мелвилл и к мысу Уолкер. 12 судов отправились на поиски, которые охватывали практически весь Север! Но, к сожалению, только там, где погибла экспедиция Франклина, не было никого.

А Джейн в своих обращениях к адмиралтейству продолжала настаивать на том, что следует искать в устье реки Больших Рыб, потому что, зажатый льдами, Франклин покинул суда и отправился к устью пешком. Так оно и было! Невероятно, до чего же верным может быть интуитивное прозрение женщины. Любящей женщины! ?? это не всё: леди
Франклин заявляла, что именно там можно будет что-то узнать от эскимосов.

Она купила 90-тонное судно "Принс-Альберт" и оснастила его для арктического похода, который возглавил Чарлз Форсайт. Судно вышло из Абердина 5 июня 1850 года. Капитан Форсайт не имел опыта плавания в Арктике, а доктор Сноу, прибывший из Канады, был вовсе не доктором, а авантюристом, правда, искренне желавшим найти Франклина. Попав в тяжёлую ледовую обстановку, вместо того, чтобы искать пути на юг, Форсайт, уже руководимый "доктором" Сноу, стал пробиваться на север, где собралось уже девять экспедиционных кораблей, — наверно, беспрецедентный случай в истории!

Чтобы не возвращаться с пустыми руками, "спасатели" решили доплыть хоть куда-нибудь. Мимо острова Бичи Форсайт провёл "Принс-Альберта" в восточный сектор пролива Веллингтон. "Потолкавшись" в общей сутолоке ещё немного, Форсайт и Сноу нашли кусок выцветшего брезента и обглоданные бараньи и говяжьи кости, а также кусок каната длиной 44 фута. В этот же вечер они развернулись, а первого октября были уже на родине.

Однако через неделю после отплытия "Принс-Альберта" на острове Бичи были обнаружены следы первой зимовки Франклина! К сожалению, в гурии (пирамиде из банок, камней и т.д., обозначавшей стоянку) не было найдено указаний на то, куда отправились "Эребус" и "Террор" далее. Безрезультатно закончился и 1851 год.

В июне экспедицией руководил упорный канадец Уильям Кеннеди, человек долга, причем веривший в успех предприятия. Врача на "Принс-Альберт" Джейн теперь тоже подобрала настоящего... Но и "настоящие" вернулись ни с чем: Кеннеди не дошёл 150 миль до места гибели Франклина, руководствуясь не картами, а своими ощущениями при взгляде на окружающий пейзаж. Собираясь отплыть в Англию, Кеннеди был настигнут новой экспедицией адмиралтейства. Одно из судов – "Норд-Стар" – встретило "Принс-Альберта", и капитан передал Кеннеди записку от леди Джейн, в которой ему предписывалось... присоединиться к судам этой новой экспедиции, идущей на север! Видимо, всякое терпение кончается, и Джейн Франклин устала быть последовательной. Однако большинство команды "Принс-Альберта" отказалось продолжать поиски, и 7 октября 1852 года "Принс-Альберт" пришвартовался в Абердинском порту.

Вдова Франклина купила другое судно — "??забеллу". В апреле 1853 года под командованием Кеннеди "??забелла" отправляется к берегам Сибири, а адмиралтейство в то же самое время отправило на Север последнее судно с предписанием сэру Белчеру ПРЕКРАТ??ТЬ ПО??СК??: с 1845 года прошло слишком много лет, чтобы надеяться на то, что кто-то из команды Франклина остался жив, потому незачем было подвергать опасности ещё жизни многих. Леди Франклин получила уведомление от адмиралтейства, что если Франклин до 31 марта 1854 года не будет найден, то имена всех офицеров и матросов "Эребуса" и "Террора" будут вычеркнуты из списков адмиралтейства.

В ответ Джейн Франклин, уже несколько лет носившая траур, сняла траур и отказалась хлопотать о вдовьей пенсии!

Через 21 день после того, как решение адмиралтейства вступило в силу, доктор Рей, занимавшийся нанесением на карту последних неоткрытых участков Северо-Западного прохода, встретил эскимоса по имени ??нукпужиюк, у которого висела на шее золотая лента с фуражки английского моряка... 16-17 мая Рей купил у этого и других эскимосов серебряные ложку и вилку с инициалами Френсиса Ричарда Мойры Крозье. Правда, не зная об этом, Рей решил, что это вещи Мак-Клура, о котором вот уже несколько лет, с 1850 года, не было вестей.

В дело вступил живой эскимосский "телефон"! Большая группа эскимосов пришла к Рею для торговли: они принесли орден, принадлежавший Франклину, и серебряную пластинку с его именем. А ещё — 23 вилки и ложки с "Эребуса" и "Террора", скальпель, нож, куски золотой цепочки, части футляра от золотых часов, компас и лоскут фланелевой рубашки. А самое важное — они рассказали Рею историю пребывания каблуков (белых людей) на острове Кикерктак (остров Короля Вильгельма). С этих событий и началось раскрытие тайны пропавшей экспедиции Франклина. Тем не
менее, вот уже полтора века не могут найти могилу самого сэра Джона Франклина, исчезла большая жестяная коробка, в которой хранился судовой журнал, нет чёткой картины, раскрывающей причину массовой гибели людей в то время, когда, даже не имея возможности плыть, они могли пешком переместиться в устье реки Больших Рыб и проделать обратный путь по реке, вдоль берегов которой достаточно возможностей выжить. Найденные и обследованные гурии в четырёх точках, где останавливалась редеющая группа первопроходцев, не содержали самого главного — судовых документов. Хотя в одном гурии найдена капсула (почему-то не запечатанная), а в ней — листок с записями. Первая
сделана в мае 1847 года и даёт координаты первой зимовки на острове Бичи. А также дальше: "Поднялись проливом Веллингтон до 77-го градуса северной широты и вернулись вдоль западного берега острова Корнуоллис. Сэр Джон Франклин командует экспедицией. Вс1 благополучно. 27 мая, понедельник, 1847 год. Отряд, состоящий из двух офицеров и шести матросов, сошёл с судна. Гм. Гор, лейтенант. Ч.В. Де-Во, штурман".

Вторая запись относилась уже к апрелю 1848 года. В ней говорилось о том, что корабли попали в ледовый плен ещё 12 сентября 1846 года, 22 апреля 1848 года 105 человек во главе с капитаном Ф.Р.М. Крозье покинули корабли, а 26 числа "выходят к Рыбьей реке Бака". Сообщалось о смерти Джона Франклина 11 июня 1847 года и смерти Гора (без указания даты). Судя по тому, что возле гурия были разбросаны самые необходимые, особенно для моряков, вещи, можно было догадаться, что люди были сильно истощены и поэтому оставили их.

Находку сделал Хобсон из экспедиции Мак-Клинтока, организованной вдовой Франклина после того, как адмиралтейство отказалось от дальнейших поисков в 1857 году. Кроме того, обнаружили шлюпку, которую тащили на санях франклиновцы, возвращавшиеся на корабль из бухты Террор. В шлюпке было два скелета, возле одного из них вдоль бортов стояло по ружью, у каждого один ствол был заряжен, лежало 5 пар часов, 15 серебряных ложек, 11 серебряных вилок, из них 8 – с гербом Франклина. Человек на носу шлюпки умер первым, а тот, что на корме, был готов к обороне, но скончался от истощения.

Самое главное: чуть западнее мыса Глэдмен МакКлинток обнаружил скелет молодого человека, который потом, при тщательной экспертизе найденных в плохом состоянии документов, оказался Гарри Пегларом, моряком с "Террора". А это означало, что хоть один человек из экспедиции Франклина, но прошёл Северо-Западным проходом! Цель экспедиции Джона Франклина была всё же достигнута.

В 1860 году энтузиаст-полярник Чарлз-Френсис Холл предпринял самостоятельные поиски, позже он совершил ещё несколько путешествий на Север, в результате чего... разочаровался в эскимосах! Холл умер в 1871 году при попытке покорить Северный полюс.

Американец Фредерик Шватка на судне "??оутен" направился на поиски документов Франклина, но попытка была безуспешной.

Экспедиция Руала Амундсена 1903 года, имеющая уже иные цели, всё же проделала ту работу, которой пренебрегли предшественники: похоронила все останки, которые удалось обнаружить.

В 1930 году для поисков могилы Франклина и тайника с документами канадское правительство организовало воздушную экспедицию, закончившуюся ничем. Канадские вооружённые силы предпринимали попытку
и в 1967 году... Безрезультатно.

??стория, начавшаяся знаком (флаг, укрывший сонного сэра Джона Франклина), таким же мистическим знаком и завершается, причём, если знак на протяжении полутора столетий продолжает появляться вновь и вновь, возможно, она бесконечна, как легенда о "Летучем Голландце". В апреле 1851 года бриг "Реновэйшен" под командой капитана Коварда вблизи от Ньюфаундленда заметил льдину с впаянными в неё двумя парусниками — предположительно "Эребусом" и "Террором". Однако, вопреки морским правилам, Ковард не приказал обследовать корабли, чему первый офицер Симпсон подчинился. Провели расследование, и даже состоялся суд над капитаном, но патента он не лишился и был оправдан, хотя морской суд и выразил ему презрение при вынесении оправдательного приговора. Дело в том, что в момент встречи с парусником у Коварда была высокая температура, и он действительно мог принять неправильное
решение.

Через пятьдесят лет, в 1907 году, французский пароход заметил льдину с вмёрзшим в неё парусником старого типа.

Событие 1851 года явно противоречит рассказам эскимосов о том, что один парусник утонул у них на глазах, раздавленный льдами, а второй те же льды выбросил на берег. Событие 1907 года противоречит этим рассказам наполовину.

Может быть, воды смыли "Террор" до 1851 года, и он действительно кочует по Атлантике?

В любом случае история пропавшей экспедиции Франклина является ярким примером героизма, любви и верности. А вот о том, что же произошло на острове Короля Вильгельма (Кикерктаке) на самом деле, мы, наверное, никогда не узнаем.[/CUT]

bibliotekar.ru

Уже в наши дни, в 1984 году, на острове короля Эдварда нашли тела двух членов экипажа Франклина. Они прекрасно сохранились в условиях вечной мерзлоты в своих ледяных могилах.

Однако, несмотря на столь трагический исход, экспедиция Франклина имела огромное научное значение. ??сследователи постоянно вели научные записи. Когда погибшую экспедицию обнаружили, нашли и эти бесценные сведения о её маршруте и прилегающей к нему территории.

Поэтому, когда в 1905 году Роальду Амундсену удалось наконец пройти по Северо-западному проходу на корабле, экспедиция посвятила свой подвиг первооткрывателю этого важнейшего пути — Джону Франклину.
__________________
Marconi вне форума   Ответить с цитированием
>
Ответ

Метки
исследователь, мореплаватель, франклин

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 13:48. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot


При копировании материалов c сайта "Морская волна", проставляйте активную ссылку на наш ресурс!



__________________
Время генерации страницы 0.24048 секунды с 15 запросами