Турбулентность в океане (Энциклопедия) Версия для печати
26.02.2017

Турбулентная вязкость и путь смешения.

Движение жидкости имеет два режима: регулярный стационарный ламинарный и нерегулярный нестационарный турбулент­ный. Если силы вязкости преобладают над инерционными силами, то поток называется ламинарным; в противополож­ном случае — турбулентным. Критерием перехода от ламинарного движения к турбулентному является без­размерное число Рейнольдса, превосходящее определен­ную критическую величину. Это число, пропорциональ­ное характерной скорости, умноженной на масштаб длины и деленной на вязкость, характеризует отношение инерционных сил к силам вязкости.

Движения в океане в большинстве случаев являются турбулентными благодаря большим масштабам, хотя их скорости обычно малы. Поэтому в обычном смысле слова движения в океане — ветровые, геострофические и при­ливные течения — можно рассматривать как осредненные по пространству или по времени.
Осредненные уравнения движения жидкости описывают поведение сред­него потока. Эти уравнения отличаются от уравнений для мгновенных движений тем, что содержат добавочные члены, называемые напряжениями Рейнольдса, которые появляются при осреднении произведений мгновенных значений компонент скорости. Напряжения Рейнольдса характеризуют влияние нерегулярностей в поле скорости, или турбулентности, в среднем движении.
 
Во многих слу­чаях океанических движений турбулентность приводит к выравниванию распределения импульса между средними потоками, подобно тому, как это имеет место при неодно­родном движении газовых молекул, которое генерирует вязкие напряжения, пропорциональные пространствен­ным производным макроскопических скоростей. По ана­логии с этими вязкими напряжениями напряжения Рей-нольдса считаются пропорциональными пространствен­ным производным скоростей среднего движения, причем множитель пропорциональности в отличие от молекуляр­ной вязкости называется турбулентной вязкостью.
Идея турбулентной вязкости с определенным успехом была использована Экманом в 1905 г. при описании дрей­фовых течений. Если учитывается только молекулярная вязкость, то для того чтобы ветер силой 20 м/с генери­ровал в океане течение со скоростью 1 м/с до глубины 100 м, потребовалось бы несколько сот лет.
 
В то же время такое же течение может быть генерировано за несколько дней, если принять в расчет действие турбулентной вяз­кости. Коэффициент турбулентной вязкости много больше коэффициента молекулярной вязкости: в зависимости от масштаба среднего движения он может быть в 100—1010 раз больше величины молекулярной вязкости.
В действитель­ности коэффициент турбулентной вязкости не является физической константой, он представляет собой характери­стику турбулентности, присутствующей в рассматривае­мом движении.
Гипотеза пути смешения является дальнейшим раз­витием концепции турбулентной вязкости и была развита и применена к различным задачам динамики жидкости Прандтлем и его преемниками начиная с 1925 г. Путь смешения определяется по аналогии со средней длиной .свободного пробега молекул газа как среднее расстояние, которое вихри в турбулентном потоке могут пройти, не смешиваясь с окружающей средой.
 
Таким образом, тур­булентная вязкость в турбулентном потоке со сдвигом скорости, характеризующая перенос импульса вихрями, представляется как квадрат пути смешения, умноженный на градиент скорости. Прандтль предположил, что путь смешения пропорционален расстоянию от границы и ввел понятие параметра шероховатости, который нужно до­бавлять к фактическому расстоянию, если граничная по­верхность не гладкая.
 
Россби и Монтгомери использовали гипотезу' пути смешения при выводе выражений для профилей скорости в пограничных слоях океана и атмосферы. Они получили логарифмическое распределение скорости ветра с высотой над землей и морем и степенное распределение скорости течения в мелком море, а также провели сравнение полу­ченных результатов с наблюденными значениями. Россби и Монтгомери пересмотрели теорию дрейфовых ветровых течений Экмана, введя планетарный пограничный слой толщиной в несколько сот метров, который они поместили ниже слоя трения толщиной в несколько метров, распо­ложив последний вблизи поверхности моря. Путь сме­шения увеличивается в слое трения и уменьшается с глу­биной в пограничном слое.

Экспериментальное определение турбулентной вязкости в океане.

Так как турбулентная вязкость зависит от струк­туры потока, существует много исследований, пытающихся выразить ее эмпирически через характерные переменные потока. Вертикальная турбулентная вязкость, обуслов­ливающая перенос импульса вихрями в вертикальном направлении, связана с различными механизмами пере­носа. Доброклонский, Китайгородский и другие выра­зили вертикальную турбулентную вязкость, порождае­мую ветровыми волнами, через их преобладающие ампли­туды, длины и периоды. В верхнем слое океана турбулент­ность генерируется напряжением ветра. Поэтому верти­кальная турбулентная вязкость, определенная по дан­ным наблюдений в этом слое, оказывается пропорцио­нальной  квадрату скорости ветра.  Влияние устойчивой плотностной стратификации приводит к уменьшению ин­тенсивности турбулентности, в то время как градиент ско­рости среднего течения стремится увеличить ее интенсив­ность. Безразмерное число Ричардсона определяется как отношение параметра устойчивости к квадрату градиента скорости. Таким образом, вертикальная турбулентная вязкость в стратифицированном потоке уменьшается с увеличением числа Ричардсона, причем функциональная связь между ними дана Россби и Монтгомери, Манком, Андерсоном и Мамаевым.

Методы определения коэффициентов турбулентной вязкости (горизонтальной и вертикальной) в зависимости от используемых данных наблюдений подразделяются на две категории: по данным о распределении средней скорости и по данным пульсационных измерений напря­жений Рейнольдса. Первый метод широко использовался до 1950 г. в различных частях океана. Коэффициенты вертикальной и горизонтальной турбулентной вязкости, определенные этим методом, изменяются соответственно в пределах 0,1—103 и 102—109 см2/с Коэффициент верти­кальной турбулентной вязкости зависит от изменения глу­бины, устойчивости, ветра и волнения, тогда как коэф­фициент горизонтальной турбулентной вязкости — от масштаба движения. Наибольшие значения коэффициента горизонтальной турбулентной вязкости соответствуют об­щей циркуляции океана.

Второй метод требует привлечения сложной аппара­туры, с помощью которой можно измерить пульсации скорости. Коэффициент турбулентной вязкости может быть определен как отношение напряжения Рейнольдса к гра­диенту средней скорости. Вертикальные компоненты напряжений Рейнольдса и коэффициент вертикальной турбулентной вязкости были определены Бауденом и Фейрберном в 1956 г. в Ирландском море, а начиная с 1958 г. — советскими исследователями в других морях, включая Черное и Каспийское, полярные моря и Южный океан.1

Горизонтальные компоненты напряжений Рей­
нольдса были определены Стоммелом по данным буев во Флоридском прол., Вебстером по данным геомагнитных электрокинетографов (ГЭК) в различных частях Гольф­стрима и Ичие по таким же данным в Куросио. Эти из­мерения показали, что коэффициент горизонтальной турбу­лентной вязкости имеет порядок 106 — 107 см2/с. Однако Ичие и Вебстер обнаружили, что на обращенных к берегу краях Куросио и Гольфстрима, в отличие от обычного турбулентного потока, имеет место перенос энергии от вихрей к среднему потоку и поэтому формально отсюда следуют отрицательные значения коэффициента горизон­тальной турбулентной вязкости.

Статистическая теория турбулентности и ее примене­ние в океане.

Энергия турбулентности распределена среди
вихрей различных размеров. Энергетический спектр пред­ставляет собой распределение турбулентной энергии по вихрям различных размеров или волновых чисел. Хотя скорости в турбулентном движении имеют случайную при­роду, энергетический спектр турбулентности подчиняется определенному правилу в статистическом смысле, так как движение жидкости описывается уравнениями дви­жения. Вид статистического энергетического спектра (в зависимости от волновых чисел) определялся многими исследователями, включая Тэйлора, Колмогорова и Бэт-челора, начиная с 1935 г. В частности, были получены аналитические выражения для спектра в случае изотроп­ных вихрей, т. е. когда динамические свойства вихрей статистически одинаковы во всех направлениях. Инерцион­ные члены в уравнениях движения указывают, что вихри больших масштабов, разрушаясь, трансформируются в вихри меньших масштабов, и что энергия переносится от больших вихрей (малые волновые числа) к малым вих­рям (большие волновые числа);  исключением являются
очень крупномасштабные движения. Когда размеры вих­рей становятся очень маленькими, энергия вихрей под влиянием сил вязкости диссипирует в тепло.
 
Для области вихрей промежуточных размеров, в которой скорость переноса энергии от больших вихрей к меньшим остается постоянной, Колмогоров нашел, что энергетический спектр пропорционален k5/3,  где k— волновое число.
Коэффициент турбулентной вязкости может быть определен как произведение пути смешения на величину турбулентной скорости, осредненной по вихрям, мень­шим, чем масштаб среднего потока. Путь смешения про­порционален масштабу вихрей (или k-1), в то время как энергетический спектр, проинтегрированный по волновым числам, — квадрату турбулентных скоростей, осредненных в пределах интегрирования волновых чисел. Поэтому при использовании спектра турбулентности Колмогорова коэф­фициент турбулентной вязкости оказывается пропорцио­нальным k в степени 4/3, или масштабу среднего движения в сте­пени 4/3.  Стоммел показал, что коэффициенты горизон­тальной и вертикальной турбулентной вязкости, определен­ные экспериментально в океане, удовлетворяют этому закону.

Энергетический спектр турбулентности может быть определен по данным измерений пространственных или временных  корреляций  пульсационных компонент  скоростей. Бауден определил турбулентный энергетический спектр в приливных течениях Ирландского моря в диа­пазоне k от 10-4 до 2*10-2 см-1. Его результаты пока­зывают, что энергетический спектр не является изо­тропным и при малых волновых числах горизонтальные компоненты содержат больше энергии, чем вертикальные компоненты.

С другой стороны, Грант, Моильет и Стюарт
измерили пульсации приливных течений в прол. Дис-ковери (Канада) и определили энергетический спектр для диапазона волновых чисел от 0,02 до 1 см-1. В этом диапазоне волновых чисел, большем, чем тот, который изу­чен Бауденом, спектр оказался пропорциональным
k ^5/3 как и следовало ожидать в соответствии с теорией Колмо­горова,  основанной на предположении об изотропности.

Такаши Ичие

Прим. ред.1 Сводку советских исследований можно найти в книге Р. В. Озмидова «Горизонтальная турбулент­ность и турбулентный обмен в океане» (М., «Наука», 1968) и в монографии А. С. Монина и А. М. Яглома «Ста­тистическая гидромеханика. Механика турбулентности». (Ч. 1—2. М., «Наука», 1965-1967).

Истоничк: Океанографическая энциклопедий, Ленинград, 1974, с. 547-549 

(при распознавании текста возможны ошибки) 

 
Назад

Гостевая

Sca
Всех посетителей и авторов с Новым Годом! Желаю процветания и хорошей погоды в 2011