Генеральным Заказчиком работ в российском секторе Северного Каспия
зимой 2008 года являлась нефтяная компания «Лукойл». Экспедиция ААНИИ
(начальник экспедиции А.Б. Тюряков, научный руководитель - доктор
географических наук Е.У. Миронов) проводилась в период с 1 по 20
февраля 2008 года.
Полевую команду составляли сотрудники отдела
ледового режима и прогнозов, в задачу которых входило исследование
морфометрических характеристик торосов и стамух, а также сотрудники
лаборатории физики льда, которые обеспечивали выполнения комплекса
работ, связанных с определением физико-механических свойств льда.
Особенностью природных условий текущего года является суровая зима в
регионе Каспийского моря. Устойчивые морозы установились с середины
декабря, а температура воздуха в декабре и январе была существенно
меньше нормы. В результате сформировались ледовые условия по типу
тяжелых лет, кромка льдов сместилась южнее среднемноголетнего
положения, толщины льда превышали норму.
Работы проводились методом вертолётного десанта с использованием
вертолёта МИ-8ТВ, принадлежащего Красноармейскому АТСК РОСТО (ДОСААФ)
г. Краснодар с базированием в аэропорту «Нариманово» г.Астрахань.
Первый рабочий вылет состоялся 6 февраля 2008 года. В ходе выполнения
этого полёта были решены две основные задачи: на припае в районе
дельтовой части Волги был установлен и приведён в действие уровнемер, а
также была проведена ледовая вертолётная разведка района, интересующего
Заказчика. Необходимо отметить, что Заказчика интересовала не вся
акватория Северного Каспия, покрытая льдом, а лишь один локальный
район, непосредственно примыкающий к месторождению им. Филановского.
Кроме того, Заказчика интересовали навалы льда на берег в
предполагаемой точке выхода подводного нефтепровода на Калмыцкий берег.
В ходе выполнения ледовой разведки навалов льда на Калмыцкий берег
обнаружено не было, зато они наблюдались в большом количестве на
острове Малый Жемчужный, находящимся в районе предполагаемой прокладки
нефтепровода от месторождения к берегу.
Берега острова, как по составу грунта, так и по рельефу, практически
ничем не отличался от Калмыцкого берега северо-западного Каспия в месте
предполагаемого выхода на него нефтепровода. Поэтому было принято
решение исследовать навалы льда на берег о. Малый Жемчужный, что и
осуществлялось 7 и 9 февраля (8 февраля полёт не состоялся по плохим
погодным условиям в районе работ).
Следует отметить, что навалы льда на берег изучались нами впервые за
семь лет ледоисследовательских работ на Северном Каспии. Исследовались,
как морфометрические характеристики льда, составляющего навал, так и
физико-механические свойства этого льда.
После исследования навалов льда на берег о. Малый Жемчужный полевая
команда приступила к ледоисследовательским работам на гигантской
стамухе, находящейся всего в 3 км от точки месторождения им.
Филановского. Горизонтальные размеры стамухи впечатляли: длина чуть
более 300 метров, ширина не менее 100 метров, а максимальная измеренная
высота паруса составила около 8 м при глубине места около 6 м.
Ледовые исследования на этой стамухе проводились в течение 4-х рабочих
дней. Бурение льда проводилось двумя постами с использованием водяной
термобуровой установки с записью параметров бурения на компьютер. За
указанный период было пробурено около 80 скважин, в каждой из которых
получены такие параметры, как общая толщина льда, глубина внедрения
килевой части стамухи в грунт, структура льда и его пористость. У
подножья стамухи проводились опыты по определению физико-механических
свойств льда: определялась температура льда, его солёность и плотность
по слоям в отобранных кернах, определялась прочность льда на изгиб,
прочность льда на сжатие параллельно и перпендикулярно поверхности
намерзания, определялась прочность льда in situ с помощью
электрического зонд-инденетера. Кроме того, описывалась текстура
отобранных кернов льда, и измерялись геометрические размеры блоков
льда, из которых была сложена эта стамуха.
Особенно хочется отметить мастерство экипажа вертолёта, который
многократно совершали посадку и взлёт с небольшой площадки наслоенного
льда, покрытой трещинами.
Кроме стамухи, на удалении 100 – 900 метров от неё было исследовано
четыре достаточно мощных и протяжённых тороса, что само по себе большая
редкость и удача при проведении ледоисследовательских работ на Северном
Каспии. Торос №4 отстоял почти на 1 км от исследованной стамухи в
сторону месторождения, то есть находился от него на расстоянии менее 2
км.
В заключение необходимо отметить, что экспедиция «Каспий-2008» прошла
успешно: получены уникальные данные по физико-механическим свойствам
льда и морфометрическим характеристикам торосов и стамух, полевые
работы были выполнены в полном объёме (в соответствии с программой
исследований) без поломок и потерь оборудования.
21 марта 2008, пресс-служба ААНИИ
|
|
Постановка уровнемера «Прилив-2Д» 6 февраля 2008 г. на припае
|
Работы на торосе № 4, 16.02.08 г.
|
Прессслужба ААНИИ |