Амундсен Рауль (1872 - 1928) Версия для печати
19.06.2017

В жизни Руаля Амундсена замечательны не только подвиги, но и та неуклонность, с которой этот первооткрыватель до самой смерти шел к своей цели - словно повинуясь стрелке невидимого компаса, невзирая на все опасности и неудачи. К чему же он стремился? Каждая из его побед по отдельности - будь то открытие Северо-Западного прохода, покорение Южного полюса, перелет к Северному полюсу - значила для него очень мало. Целью его жизни был он сам: Руаль Амундсен, герой и первопроходец. Ему хотелось превозмогать лишения и побеждать враждебные области нашей планеты, рассчитывая лишь на собственные силы и горстку верных людей

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в городе Борге. Его отец был капитаном. Сначала Амундсен занимался изучением медицины в Университете Кристиании в Осло, но затем стал осваивать морское дело. Амундсен принял участие в экспедиции на судне «Бельгика», которое впервые в истории осуществило зимовку в Антарктике. В 1903 году Амундсен со своей командой пересек первым Северо-Западный проход, обогнул северное побережье Канады. Ему удалось зафиксировать Северный магнитный полюс Земли. Через два года экспедиция была завершена на острове Юкон.

Летом 1910 года Амундсен отправляется в новую экспедицию на корабле Нансена «Фрам». Целью экспедиции было добраться до Южного полюса. 14 декабря 1911 года впервые в истории был достигнут Южный полюс Земли. 20 августа 1912 года флаг, побывавший на полюсе, был преподнесен Амундсеном норвежскому королю. В мае 1926 года Амундсен вместе с итальянцем Нобиле и командой из 12 человек отправился на дирижабле «Норвегия» к Северному полюсу. 14 мая «Норвегия» достигла Аляски, став первым воздушным судном, которое преодолело маршрут Европа - Америка.

В мае 1928 года Нобиле на новом дирижабле «Италия» при попытке достичь полюса потерпел аварию в Арктике. Амундсен, узнав об этом, вместе с командой из пяти человек вылетел на поиски экспедиции. Однако 18 июня его самолет потерпел катастрофу. Именем Амундсена названы море, залив, гора, котловина в Северном Ледовитом океане.

Руал Амундсен говорил: «То, что до сих пор еще неизвестно нам на нашей планете, давит каким-то гнетом на сознание большинства людей. Это неизвестное является чем-то, чего человек еще не победил, каким-то постоянным доказательством нашего бессилия, каким-то неприятным вызовом к господству над природой».

Он любил лед, мех, визг собачьих упряжек. Его не тяготил узкий круг товарищей. Он был счастлив и свободен в просторах своей белой тюрьмы. Этого норвежца звали к себе торосы и айсберги, как зовут нас цветущие сады, березовые рощи. Снег - его судьба.

Мальчиком он определил себя как полярного исследователя. «Быть может, - писал Амундсен,- во мне заговорил идеализм молодости, часто увлекающий на путь мученичества, и он-то и заставлял меня видеть в самом себе «крестоносца в области полярных исследований».

Он заводит толстую тетрадь и педантично записывает в нее все сведения о полярных путешествиях: одежда, обувь, снаряжение, пища. Надо закалить себя, и он, таясь от матери, распахивает на ночь зимнюю раму. Надо укрепить тело, и он пробегает на лыжах до 50 километров в день. Надо стать моряком, чтобы исключить двоевластие в будущих экспедициях, и он нанимается матросом на зверобойную шхуну. Если не считать самой первой его экспедиции, похода вместе с братом по пустынному Хардангерскому плоскогорью в Норвегии, когда оба они, заблудившись, чудом не замерзли, Амундсен почти никогда не попадал в ситуации тяжелые. Путешествуя всю жизнь, он избегал приключений, казалось бы, обязательных для путешественника. Избегал сознательно.

 

Случайности были. Их было много во всех экспедициях, но случайности эти, которыми неожиданно, в упор расстреливала его судьба, рикошетировали, разбивались о его терпение, выдержку и опыт. Ни ледяной плен во время плавания в Антарктиде на «Бельгике», ни вынужденные зимовки на «Иоа» и «Мод», когда сроки экспедиции затягивались на год и более, ни авария во время рискованного полета на самолете к полюсу не оборачивались для него трагедией. Это было лишь дополнительное испытание воли, предусмотрительности и осторожности - трех китов, на которых покоился мир Руала Амундсена. «Сила воли - первое и самое важное качество искусного исследователя, - учил Амундсен. - Только умея управлять своей волей, он может надеяться преодолеть трудности, которые природа воздвигает на его пути. Предусмотрительность и осторожность одинаково важны: предусмотрительность - чтобы вовремя заметить трудности, а осторожность- чтобы самым тщательным образом подготовиться к их встрече». В его дневнике есть запись: «Победа ожидает того, у когo все в порядке, и это называется удачей».

Разрабатывая общую стратегию своих экспедиций, он во всех мелочах проигрывал в голове каждый день похода, он точно знал, на каком километре он сменит меховые унты, в какой час застрелит собаку, чтобы накормить других собак. Известный советский полярный исследователь В. Ю. Визе писал, что «поход Амундсена к Южному полюсу можно сравнить с безупречным разыгрыванием музыкальной пьесы, в которой каждый такт, каждая нота были заранее известны и продуманы...».

Нет человека, который бы сделал больше для исследования полярных областей нашей планеты. Он первым прошел из Атлантики в Тихий океан вдоль северного побережья Американского континента, совершив то, что безуспешно пытались совершить его предшественники в течение четырех столетий. Затем он прошел из Атлантики в Тихий океан вдоль берегов Сибири, впервые совершив таким образом кругосветное полярное путешествие в водах Ледовитого океана. Он первым достиг Южного полюса. Он предрекал: «Будущность полярного исследования тесно связана с авиацией» - и первым перелетел из Европы в Америку через Северный полюс. Любой из этих экспедиций было бы достаточно, чтобы прославить его имя, и он прав, когда говорил: «Мне было дано выполнить то, к чему я себя предназначал. Этой славы достаточно на одного человека».

 

Молодость промчалась вихрем, кажется, он всегда был взрослым. Когда ему было 33, ему давали 70. Суровый был человек, прямой, честный. Может быть, и был таким, а может, льды сделали его таким. Очень упрямый. Во время плавания на «Мод» сломал плечо, очень тяжелый был перелом, и срослось все не так, как надо. Превозмогая боль, левой рукой поднимал больную правую, тренировал. Через несколько месяцев в Сиатле врачи сделали ему рентгеновский снимок и пришли к выводу, что рука работать не может. А она работала. Потом отравился газом. Специалисты требовали, чтобы он забыл о походах, утверждали: только покой спасет его жизнь. После этого он летал к полюсу на самолете и перелетал в Америку на дирижабле.

Льды научили его оценивать людей. Он много страдал от несправедливостей и просто от элементарного обмана, не любил суеты мелочного тщеславия. После перелета на дирижабле «Норвегия» он написал книжку «Моя жизнь». Там много страниц посвящены итальянцу Нобиле, командиру дирижабля. Нобиле претендовал на роль полноправного руководителя и помаленьку, где мог, выхватывал щепотки славы. Как ни сдержан Амундсен в книге, видно, не любил он итальянца. Книга вышла в 1927 году. А через год Нобиле потерпел аварию на дирижабле «Италия» и оказался на дрейфующей льдине. Началась знаменитая эпопея спасения красной палатки.

18 июля 1928 года Руал Амундсен вылетел на французском самолете «Латам» на поиски Нобиле. О нем не было вестей, но волновались мало: никто не верил, что с Амундсеном может что-то случиться. Долго не верили…

http://obozrevatel.com/news/2008/6/13/243036.htm

 

Назад

Гостевая

Sca
Всех посетителей и авторов с Новым Годом! Желаю процветания и хорошей погоды в 2011