Интервью с начальником Архангельского центра гидрометеослужбы В.Коробовым Версия для печати
09.03.2018

Освоение Арктики без детального изучения невозможно. Изучением этого региона занимается сразу несколько научных организаций. Одной из них является Архангельский центр гидрометеослужбы с региональными функциями. О том, какое значение имеет изучение Арктики в ближайшей перспективе, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с начальником Архангельского ЦГМС-Р Владимиром Коробовым.

ИА REGNUM: С какими научно-исследовательскими институтами и вузами сотрудничает Архангельский ЦГМС-Р в изучении Севера?

Коробов: Исследования северных регионов проводят множество институтов и университетов нашей страны. Архангельский центр уже много лет сотрудничает с Институтом Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), Государственным океанографическим институтом (Москва), Институтом океанологии РАН (Москва), Главной геофизической обсерваторией (Санкт-Петербург), Поморским государственным университетом, Северным отделением ПИНРО (Архангельск), Южным федеральным университетом (Ростов-на-Дону) и некоторыми другими.

ИА REGNUM: Наверное, так или иначе, все научные исследования, проводимые Архангельским ЦГМС-Р можно считать касающимися Арктики ведь они проводятся на северных территориях. Скажите, а каких сфер непосредственно касаются исследования и мониторинг, проводимый гидрометеорологами и экологами?

Коробов: В большинстве случаев так оно и есть, хотя не все природные процессы на смежных территориях напрямую связаны между собой. Научно-исследовательские работы ведутся в нескольких направлениях. Приведу несколько примеров. Центр, совместно с Институтом океанологии и Институтом оптики атмосферы РАН участвует в исследованиях аэрозолей в воздухе и воде, в составе которых могут находиться многие загрязнители. Эти исследования касаются как установления закономерностей состава аэрозолей, так и условий их попадания и распространения на территории области и арктических морей. Насколько это важно можно проиллюстрировать случаем выпадения загрязненного снега в марте прошлого года, отмеченного в нескольких районах Архангельской области и вызвавшего настоящую панику среди населения. Как показали проведенные исследования, к которым были подключены специалисты и других научных учреждений, ничего страшного не произошло: снег приобрел такой цвет вследствие переноса пыли мощным циклоном из южных районов страны. Сейчас обработка и анализ материалов завершены и готовятся к публикации. Другим направлением является изучение загрязненности и солевого состава устьевой области Северной Двины, на берегах которой живет большая часть населения Архангельской области. Эти исследования проводятся совместно с Южным федеральным университетом Государственным океанографическим институтом. Они позволят установить закономерности распределения тяжелых металлов в воде и солевой состав на границе морских и речных вод. Не забываем мы и о традиционных для гидрометслужбы исследованиях. В настоящее время полным ходом идут работы по созданию нового климатического справочника, совместно с Поморским университетом идет подготовка материалов к экологическому атласу. Что касается мониторинга, то он ведется за загрязнением воздуха в городах Архангельской агломерации, производится отбор проб в водных объектах и акватории Белого моря, осуществляется радиационный мониторинг.

ИА REGNUM: Проводились ли Архангельским ЦГМС какие-либо исследования подводного хребта Ломоносова?

Коробов: Нет, поскольку для этого требуется проведение специализированных работ со специально оснащенных судов, располагающих буровыми установками.

ИА REGNUM: Каким образом научные исследования могут помочь экономическому освоению северных территорий? Какие именно гидрометеорологические данные нужно учитывать при проектировании таких сооружений как Штокмановское месторождение?

Коробов: Без знания природных условий, и не только гидрометеорологических, невозможно никакое освоение территорий, а северных в особенности. Характеристики климата и водных объектов, во-первых, необходимы для проектирования, и, во-вторых, для планирования сроков работ и создания приемлемых условий для работы персонала строящего и эксплуатирующего введенные в эксплуатацию объекты. Роль научных исследований для ответа на эти вопросы велика. На основании полученных в ходе стандартных наблюдений на сети станций и в экспедициях рассчитываются экстремальные климатические и гидрологические величины, необходимые для расчета нагрузок на здания и сооружения, определяются периоды возможных работ, таких как строительство ледяных переправ, разгрузка оборудования на морской лед и ряд других. Для их получения необходимо разрабатывать различные математические модели, отображающие физику процессов и учитывающие региональные особенности.

Что касается данных для проектирования гидротехнических сооружений, таких как Штокмановское в Баренцевом море, то требуются сведения обо всех компонентах природной среды и оценка экологических последствий строительства, эксплуатации и демонтажа буровых платформ, а также обслуживающих их флота. К ним относятся: ледовые условия, вероятность встречи с айсбергами, поля течений, высоты волн, колебания уровня, температура и воздуха, соленость, химический состав морских вод, скорость ветра, дальность видимости, интенсивность и состав атмосферных осадков. Как видите, список весьма внушительный, и это только основные характеристики.

ИА REGNUM: Как вы считаете, можно ли опираться на исследования молодых ученых при освоении арктических территорий или же это можно делать только с опорой на результаты многолетних исследований маститых ученых?

Коробов: Я не стал бы так ставить вопрос. Деление ученых на молодых и, как Вы выразились, на маститых весьма условно. История науки знает немало случаев, когда молодые люди совершали выдающие открытия и добивались замечательных результатов. Хотя возраст, нельзя отрицать, играет определенную роль в том смысле, что накопленные знания и приобретенный опыт никуда не денешь. В науке главное - результат, и кто его дает, тот и имеет преимущество. Идеальной является ситуация, когда научный коллектив сформирован из опытных и молодых ученых. В этом случае сочетание опыта и новых идей будет наиболее продуктивным и для науки, и для практики.

ИА REGNUM: Не могли бы вы рассказать об аналитической работе, к которой вы привлекли аспирантов?

Коробов: В последние годы наметилась тенденция прихода молодых специалистов в науку. Этому надо только радоваться, поскольку массовый отток перспективной молодежи в бизнес и отъезд за рубеж молодых ученых в девяностых годах нанесли трудно восполнимый ущерб и науке, и экономике страны. В Архангельском Центре несколько человек занимаются научной деятельностью, обучаясь в аспирантурах при различных вузах и научных учреждениях. Несколько человек из других регионов в качестве тем кандидатских диссертаций выбрали проблемы нашего региона. Они связаны с экологическим районированием территорий и акваторий, что необходимо для принятия управленческих решений при освоении региона и совершенствовании системы мониторинга, исследованием уровня загрязнения природной среды и разработкой научных методологий, отвечающих современным требованиям. Но о результатах молодых ученых я предлагаю поговорить в другой раз.

http://regnum.ru/news/russia/1129696.html

 

Назад

Гостевая

Sca
Всех посетителей и авторов с Новым Годом! Желаю процветания и хорошей погоды в 2011