На смену дрейфующим ледовым платформам идут арктические суда-челноки.
Ученые Карельского научного центра РАН предложили использовать
суда-челноки «Полярные Одиссеи» вместо естественных ледовых платформ
для научного дрейфа полярных исследователей в Арктическом бассейне
Северного Ледовитого океана.
Об этом в Русском географическом обществе в Санкт-Петербурге рассказал
один из авторов инновационного проекта Виктор Дмитриев, президент
Морского клуба «Полярный Одиссей» (Петрозаводск).
«Суда-челноки совершенно необходимы для проведения постоянного
мониторинга Арктики, научных исследований, обеспечения задач обороны и
нефтегазового комплекса и развития высокоширотного туризма», – сказал
Виктор Дмитриев. На таких челноках «будут созданы условия для
реализации сложных научных программ, комплексного мониторинга,
включающего судовые наблюдения, постановку автономных станций,
дистанционных спутниковых измерений и моделирования».
По замыслу проектировщиков, небольшие по размеру и стоимости
многофункциональные арктические суда-челноки будут пригодны к
многоразовому использованию для дрейфа в автономном режиме.
Предполагается создать на них безопасные и комфортабельные для
проживания и работы исследователей, в том числе оснастить оборудованием
для полной утилизации отходов.
Длина проектируемого судна «Полярный Одиссей» 50 м, ширина 13,5 м ,
высота 8,5 м, осадка 5 м, водоизмещение 1 тыс. 250 тонн. Челнок
рассчитан на 35 человек, включая экипаж и полярных исследователей.
Корпус изготавливается из ламинированной древесины (дуб, сосна),
автономность жизнедеятельности – три года.
В рабочем проектировании уникального судна принимают участие КБ
«Восток» ЦНИИ Технологии Судостроения, Государственный Космический НПЦ
им. Хруничева и НПО им. Лавочкина.
Строительство судна предполагается на судостроительном заводе
«Авангард» (Карелия). Технология изготовления основных элементов и
корпуса судна из клееной древесины, освоенная в Морском центре и на
заводе «Авангард», позволяет сделать «арктический челнок» достаточно
прочным, относительно легким и упругим.
В рамках проекта запланировано строительство серии из 3-5 композитных
судов. Расчетный срок строительства корпуса головного судна 1,5 - 2
года. Оценочная стоимость проекта составляет 2,5 млн. руб.
Николай Крупеник
«Наука и Жизнь»
source http://nkj.ru/news/8473/
|