Недавние трагические события на Черном море заставили финских
ученых обратиться к теме готовности отражения нефтекатастроф.
Специальное широкомасштабное исследование, проведенное
специалистами университета Хельсинки, было направлено на
выявление экологических зон в Финском заливе, которые
подвергнутся особому риску в случае техногенной катастрофы.
Оценив риски для каждой из природных зон, финские экологи
пришли к выводу, что наиболее чувствительными к нефтяным
авариям могут оказаться территории в восточной части залива и
архипелаг у города Ханко. Здесь ученые открыли уникальные
экосистемы, которым в случае аварии может быть нанесен
невосполнимый урон. Такие природные зоны теперь будут нанесены
на компьютерные карты, которые будут вручены спасателям, чтобы
в случае аварий этим участкам залива было уделено
первоочередное внимание.
За последние десять лет объем нефтеперевозок в Финском
заливе вырос на 600 проц, и интенсивное судоходство
обеспечивается в сложных условиях: непростая ледовая обстановка
зимой и мелководье летом. При этом финские ученые считают, что
уровень технической готовности к случаю нефтекатастрофы остался
на уровне 1990-х годов и не соответствует уровню рисков.
Финляндия располагает 14 судами, которые в случае аварий с
участием нефтетанкеров будут проводить спасательные работы,
однако, по мнению ученых, этот "флот" нуждается в серьезной
модернизации.
Многие специалисты заявляют о необходимости
усилить уровень координации международного сотрудничества в
этой сфере; звучат даже мнения о целесообразности введения в
Финляндии специальной должности министра по делам Балтийского
моря, который бы отвечал за все вопросы, связанные с экологией
и защитой Балтики. По подсчетам экспертов, для того, чтобы
обеспечить должный уровень ответа в случае нефтекатастроф,
Финляндии в течение семи ближайших лет нужно будет потратить не
менее 150 млн евро. Пока же, по оценкам ученых, в случае
аварии с разливом нефти в акватории Финского залива удастся
собрать лишь пятую часть топлива; остальное же будет создавать
угрозу для экологии.
ИТАР ТАСС |