Уже летом этого года российские и
финские ученые намерены исследовать останки судна "Фрау Мария",
перевозившего картины, фаянс и золотые украшения для двора Екатерины
Великой.
Крушение голландского двухмачтового
торгового судна "Фрау Мария" по сей день остается самой загадочной
историей седой Балтики. 9 октября 1771 года судно при невыясненных
обстоятельствах затонуло близ Аландских островов на глубине 41 метр.
- Оно перевозило из Голландии в
Россию закупленные Екатериной Второй для Эрмитажа и Царского Села
произведения искусства, - говорит "Известиям" доктор исторических наук
Сергей Якимов. - Это картины голландских мастеров, коллекции
мейсенского и саксонского фарфора, фаянсовые курительные трубки,
золотые и серебряные статуэтки. И хотя реестры ценностей, описанные
чрезвычайным посланником царского двора Иваном Остерманом,
противоречивы, никто не сомневается, что на шхуне перевозилось не менее
300 картин учеников Рембрандта. В том числе и полотна Дау. В тех же
бумагах значатся несколько бочек с монетами.
Не
случайно, как свидетельствуют исторические хроники, императрица, узнав
о кораблекрушении, которое произошло по тем временам в шведских
территориальных водах, срочно обратилась к своему кузену Густаву III с
просьбой: срочно организовать подъем судна. Скандинавский монарх
отказал, сославшись на отсутствие точных координат места гибели "Фрау
Марии", чем осложнил отношения между Россией и Швецией на долгие годы.
О
шхуне вспомнили в 1999 году, когда сотрудники Морского музея Финляндии
обнаружили останки судна и, воспользовавшись тем, что они лежат на
небольшой глубине, исследовали остов. Тогда же российской стороной и
было озвучено предложение совместно поднять погибший фрегат вместе с
грузом. Операция стояла под вопросом. Финансовым. Процесс исследования
и тем более подъема стоит не один миллион долларов. И вот в
Калининграде Борис Боярсков заявил, что уже летом останки "Фрау Марии"
будут изучены при помощи глубоководных аппаратов.
-
Будет задействовано научно-исследовательское судно "Мстислав Келдыш" с
глубоководными аппаратами "Мир" на борту, - сообщил чиновник. - "Миры"
лучше всего могут изучить и состояние корпуса судна, чтобы определить
целесообразность его подъема целиком. Проведем исследование состояния
картин и предметов искусства.
Напомним, именно
"Миры" погружались в прошлом году к самой северной точке земли на дне
Северного Ледовитого океана. В Институте океанологии имени П.П.
Ширшова, к которому приписаны и "Келдыш", и "Миры", заявление
прокомментировали осторожно.
- Такой проект
рассматривается, он интересен и значим для страны. Но надо сначала
согласовать нюансы, - рассказали "Известиям" сотрудники лаборатории
эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов. - Аквалангисты не
смогут объективно изучить состояние "Фрау Марии". В этом районе моря
очень коварные течения.
В том, что картины, могут
быть в хорошем состоянии, специалисты не сомневаются. "Надо знать, как
в прошлом перевозили грузы, - объяснил Сергей Якимов. - Полотна сначала
заворачивали в кожу, затем упаковывали в свинцовые тубусы, заливали
свободное пространство воском и герметично запаивали".
Поднятые
произведения искусства, купленные на деньги русской императрицы, вряд
ли достанутся России. По международному праву морские клады принадлежат
их первооткрывателям. То есть финскому Морскому музею.
- Финляндия трепетно относится к имущественным
вопросам, - честно признался Борис Боярсков. - Но сегодня главное -
спасти сокровища.
Подробнее о затонувшем судне можно прочитать здесь.
http://izvestia.ru/hystory/article3114349/ |