О планах подъема судна Vrouw Maria со дна Балтики Версия для печати
21.07.2017

 

Мы ранее писали о планах, что уже летом этого года российские и финские ученые намерены исследовать останки судна "Фрау Мария", перевозившего картины, фаянс и золотые украшения для двора Екатерины Великой. 
Сегодня предлагаем статью из Журнала Итоги, посвященную затонувшему судну.

Недавно в Хельсинки прошла необычная четырехсторонняя встреча. Представители Финляндии, Нидерландов, Швеции и России обсуждали проект подъема со дна Балтийского моря затонувшего в XVIII веке корабля. На его борту, как предполагается, находятся ценности на кругленькую сумму...
В архиве Рейксмюсеума в Амстердаме сохранился каталог ценностей, проданных на аукционе

В сентябре 1771 года из амстердамского порта в Петербург направилось двухмачтовое торговое судно Vrouw Maria под командой капитана Рейнольда Лоренца. Перед выходом в трюмы корабля погрузили дорогостоящий груз: модные серебряные и лаковые изделия, бронзовые статуэтки и фарфоровые курительные трубки. В те времена у русской знати был велик интерес к европейской моде, поэтому в страну чуть ли не ежедневными рейсами по морю прибывали изящные товары. Однако не только ценные безделушки оказались в тот раз на борту корабля.

Голландские портовые документы сохранили сведения о погрузке неких картин. Их без рамок помещали в футляры из лосиной кожи, а затем закупоривали в свинцовые контейнеры. Для полной герметичности крышки заливали воском. Тяжелые контейнеры спустили в трюм, для чего предварительно разобрали часть палубы. Меры предосторожности наверняка были не случайны: близился конец навигации, на Балтике наступал сезон штормов, и даже искушенные голландские мореплаватели не отважились бы выйти в море, однако заказчики платили щедро. Даже очень.


А далее произошло то, чего так опасался капитан. Третьего октября корабль угодил в жесточайший шторм и через несколько дней затонул у Аландских островов (сегодня это территориальные воды Финляндии, а в XVIII веке - берега Швеции). Из записей в сохранившемся судовом журнале становится понятно, что случилось несчастье в результате поломки рулевого механизма. Парусник потерял управление и налетел на скалы.

Как только о случившемся стало известно в Петербурге, глава Коллегии иностранных дел Никита Панин сразу же направил письмо на имя президента дворцовой канцелярии Швеции. В нем содержалась просьба, обращенная к шведскому королю Густаву III, оказать содействие в спасении особо важного груза. И тут становится ясно, что за тайный груз переправляли по штормовой Балтике - "многочисленные корзины с картинами, принадлежащие императрице".

В течение двух последующих лет было предпринято несколько безуспешных попыток достать ценности. Затем течение отнесло корабль в сторону, и про Vrouw Maria забыли. Надолго. На два с лишним столетия.

Агенты императрицы


Екатерина Великая через своих агентов приобрела в Голландии часть коллекции Геррита Браамкампа.

В 1999 году международная команда профессиональных искателей подводных сокровищ обнаружила под водой в районе Аландских островов неплохо сохранившееся судно. "Обычно деревянные затонувшие корабли представляют собой груду останков, - вспоминает шведский аквалангист Сунно Ларсен. - В щели корпуса течением намывает песок, а когда его количество достигает критического уровня, деревянную деталь разрывает, и так постепенно происходит со всем судном. А здесь, к моему удивлению, стоящий на киле корабль застыл в целости и сохранности, устремив мачты кверху".

Однако до конца не было понятно, что это за корабль. В 2002 году Ларсен поднял архивы европейских портовых ведомостей, в которых хранятся сведения обо всех кораблях, спущенных на воду с начала XVI века. Стало очевидно, что найденный им затонувший объект может быть только Vrouw Maria, и ничем другим.

Далее предстояло точно установить, какой именно ценный груз находился в трюмах торгового судна. Из переписки между двумя державами, сохранившейся в национальном архиве Копенгагена, следует, что в Россию по морю перевозилась часть художественной коллекции, купленной по заказу Екатерины 31 июля 1771 года на аукционе в Амстердаме. Это были ценности, оставшиеся после смерти лесного магната и коллекционера Геррита Браамкампа. Торги вызвали небывалый ажиотаж - они шли почти месяц, а участие в них приняли несколько тысяч человек. С молотка пустили более трехсот картин художников XVI-XVII веков - голландцев, немцев, французов, итальянцев.

В 2006 году президент российского фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов специально направился в столицу Нидерландов и нанял первоклассных юристов, которые занялись поисками документов, свидетельствующих об аукционе 1771 года.



- В архиве Национального совета по памятникам древности (Рейксмюсеум) в Амстердаме нам удалось узнать имена четверых покупателей, - рассказал Артем Тарасов "Итогам". - Это были агенты, выкупившие на аукционе 28 картин голландских художников. Напротив фамилий агентов стояли пометки - "русский заказ", "заказ для Ек.". С 1771 года нигде в мире больше эти картины не появлялись.

По словам Артема Тарасова, агенты императрицы только за триптих Герарда Доу заплатили 1500 голландских гульденов - неслыханная по тем временам сумма. Для сравнения: картины других художников расходились по цене около ста гульденов. "Похоже, что на дне Балтики покоится самая дорогая картина, которую когда-либо знало человечество, - считает президент фонда. - Сегодня это полотно стоило бы приблизительно 150 миллионов долларов". А общая стоимость 28 полотен может составить, по приблизительным оценкам, не менее 500 миллионов евро.

Искусство вечно


Маршрут Vrouw Maria и место, где затонул корабль

Если верить классику, рукописи не горят, но можно ли утверждать, что великие полотна не тонут? Вопрос сохранности шедевров обсуждается сейчас на все лады.

- Я специалист по живописи, а не по корабельной упаковке, - говорит главный хранитель отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Ирина Соколова, - и довольно плохо информирована о том, как это делалось в XVIII веке, но, судя по тем документам, которые есть, картины упаковывали в сено, а затем в деревянные ящики. И потому сомневаюсь, что полотна могли сохраниться.

- У современников есть все шансы увидеть эти картины, - считает знаменитый океанолог Анатолий Сагалевич, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН. - Ящики с грузом все это время находились в стабильных условиях - небольшая соленость воды при почти постоянной температуре в 8 градусов.

Подобные прецеденты известны. Например, в Голландии есть музей, где в контейнере с морской водой стоит деревянное судно, поднятое с глубин Балтики. Несмотря на свой трехсотлетний возраст, оно выглядит изумительно. В стокгольмском музее также стоит корабль, несколько веков пролежавший под водой и, несмотря на это, прекрасно сохранившийся. Может быть, небольшая соленость воды действительно служит неплохим консервантом?

Главный вопрос сегодня относительно Vrouw Maria: цела ли герметичная упаковка ящиков с картинами? На глубине 41 метр, на которой лежит корабль, давление составляет 4 атмосферы, и контейнеры в принципе могли разрушиться.

- Возможно, что при полной герметичности контейнеров ничего с полотнами не случится, - полагает главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа Борис Сапунов. - Если бы упаковка была ненадежной, то Екатерина II не предпринимала бы в течение двух лет попыток вернуть утерянное. Если все упаковывалось так, как описывается в источниках, то в футлярах держится постоянная температура, воск не пропускает ни воду, ни холод. С другой стороны, масляные краски, которыми писали голландцы, с точки зрения сохранности - очень каверзная вещь. Если темпера просто высыхает, то в масле идет постоянный химический процесс. Например, со временем обычная ткань, пропитанная маслом, рассыпается.

Вопрос времени


Vrouw Maria планируют поднять с помощью фиксирующей конструкции (1), которую закрепят на платформе (2). С помощью буйков (3 и 4) корабль приведут в устойчивое положение и отбуксируют в порт

Искатель сокровищ Сунно Ларсен рассказывал, что в мутной воде посреди корабельного трюма угадывается большое количество ящиков и бочек. Однако в настоящее время не менее мутными представляются и перспективы спасения коллекции. Сегодня, как и два с лишним столетия назад, российская сторона ведет переговоры с европейскими державами о судьбе "русского заказа", сделанного Екатериной Великой на голландском аукционе. В июне в Хельсинки как раз и прошла последняя встреча заинтересованных сторон. Россию на ней представляли историки и археологи из академических институтов, а также начальник управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Виктор Петраков.

Голландский эксперт сразу же заявил, что затонувшее судно не представляет для его страны исторического интереса. Шведы пояснили, что в XVIII веке не существовало юридического понятия "территориальные воды". К тому же российское происхождение груза не вызывает у шведов каких-либо сомнений.

Финны же предложили более детально изучить подводный объект. На это, по их мнению, требуется пять лет - за такое время можно хорошенько исследовать корабль под водой, рассмотреть различные варианты его подъема. "Мы сторонники совместного изучения Vrouw Maria. Мое личное мнение, что Финляндия одна не потянет этот проект", - прокомментировала "Итогам" ситуацию советник по вопросам культуры посольства Финляндии в Москве Черстин Кронвалл.


Рисунки голландского суднА Vrouw Maria были сделаны со слов финских ныряльщиков. Судя по описаниям, внутри корабельного трюма лежат какие-то контейнеры

По расчетам финнов, корабль можно будет поднять только к 2018 году. Но такой сценарий не устраивает Россию, которая тоже намерена извлечь со дна морского принадлежащее ей добро.

- Согласно акту о реликвиях и античности, составленному финским правительством в 1963 году, погибшее судно, находящееся в территориальных водах страны, не имеют право передвигать и исследовать в течение столетнего периода без разрешения Национального совета по памятникам древности, - говорит Артем Тарасов. - Но дело в том, что столетний период в данном случае как раз истекает в 2018 году, так как отсчет идет от момента обретения государственности Финляндией в 1918 году, когда Аландские острова перешли под ее юрисдикцию.

Получается, финская сторона в открытую тянет время? Или, может быть, это всего лишь пресловутая финская медлительность?

- Мы ни разу во время обсуждения не поднимали вопрос собственности, нельзя делить шкуру неубитого медведя, - считает Виктор Петраков. - Речь идет о совместном гуманитарном проекте подъема ценностей, и лучший вариант - оставить корабль на месте, а ценности, которые удастся поднять, отправить в музей.

Наши планы


Водолазы убедились в сохранности судна. Теперь надо выбрать способ подъема.
(Фото: nba.fi)


Россия предложила свой двухлетний план изучения и подъема Vrouw Maria.

- Если получим отмашку со стороны государства, мы хоть через месяц можем начать операцию, все технические средства и финансовые ресурсы для этого есть, - говорит Артем Тарасов.

Самый приемлемый вариант - разобрать палубу судна, смонтировать технический лифт и начать подъем ценностей с последующей их доставкой на берег. Другой вариант, который предлагают специалисты компании "Балтспецфлот", - это подъем судна с помощью спускаемой платформы. В этом случае корабль большого водоизмещения, оснащенный грузоподъемным оборудованием, опустит на дно специальную конструкцию, которая полностью зафиксирует парусник и не даст ему рассыпаться. Дальше с помощью лебедочного механизма Vrouw Maria приподнимут и прямо под водой доставят в морской порт Санкт-Петербурга, где поместят в специальный док. Но в данном случае, предупреждают специалисты, нужно действовать крайне осмотрительно. Если Vrouw Maria "вынырнет" на поверхность, то доступ кислорода активизирует процесс разрушения древесины, и за две-три недели от корабля ничего не останется. Из дока артефакты должны попасть прямиком на стол реставраторов Эрмитажа.

На тот случай, если финская сторона будет настаивать на сохранении Vrouw Maria в том виде, в котором она лежит на дне, рассматривается более фантастическая технология, предложенная одной из инновационных компаний. "Сначала ценности будут извлечены из трюмов корабля, как говорится, in situ, то есть на дне моря, - рассказывает Артем Тарасов, - затем под воду опустят стеклянный аквариум, в который флейт погрузят, герметично закроют и поднимут на поверхность".



И все же любая фантастика может легко воплотиться в реальность. Как стало известно "Итогам", в ходе проведенных встреч между ИФК "Метрополь", выступающей в качестве спонсора этой операции, и такими крупными компаниями, как SMIT Internationale и Mammoet Salvage, с их стороны были получены коммерческие предложения по подъему судна. Как только примут решение о подъеме, будет объявлен тендер на реализацию того или иного проекта, предложенного фирмами. Цена вопроса пока не оглашается, но хочется верить, овчинка выделки стоит. Ведь речь в данном случае идет не о побрякушках и бытовых предметах, а о раритетах, имеющих высокую историческую ценность. Всякую ерунду Екатерина II покупать бы не стала. И финны это прекрасно понимают.

ВРЕЗ: СПИСОК

Неизвестные голландцы

Светлана Усачева-Агеева, кандидат искусствоведения, специалист по зарубежной живописи:

"Имена художников, чьи работы, возможно, сохранились в трюмах корабля, известны нашим современникам. К наиболее титулованным относится популярный портретист середины XVII века Герард Терборх, считающийся одним из основных мастеров голландской жанровой живописи. Есть в списке и ученик Рембрандта - Герард Доу. Он работал при дворе Карла II. Ян ван Гойен известен своим необычным стилем написания пейзажей. Паулюсом Поттером создано около 130 картин, преимущественно пейзажей с детальным изображением домашних животных. Несмотря на короткий творческий путь Адриана ван де Вельде, известно около четырехсот его картин. После смерти Филипса Воувермана осталось около четырехсот пятидесяти работ, среди них сцены охоты, портреты всадников, а также пользующиеся успехом у немецких и французских коллекционеров изображения лошадей. Что касается стоимости работ этих художников, то назвать точную сумму трудно. Каждая картина, учитывая необычную легенду возвращения, может стоить несколько миллионов долларов. Например, одна из работ Паулюса Поттера была недавно продана на аукционе Sotheby's за 4 миллиона долларов".

Вот список картин, которые были погружены в трюмы корабля:

  1. Hendrick van Balen (1575-1632): "Девственница и молодой Иисус Христос".
  2. Gerard ter Borch (1617-1681): "Музыкант с гитарой"
  3. Gerard ter Borch (1617-1681):"Офицер, пишущий письмо"
  4. Gerard ter Borch (1617-1681):"Девушка с собакой"
  5. Gerard Dou (1613-1675): "Девушка в желтом"
  6. Gerard Dou (1613-1675): "На приеме у хирурга".
  7. Jan van Goyen (1596-1656): "Деревня на берегу реки".
  8. Willem Joseph Laquy (1738-1798): "Художник с учеником".
  9. Johannes Lingelbach (1622-1674): "Корабль на якоре".
  10. Gabriel Metsu (1629-1669): "Служанка с зайцем в руках".
  11. Frans van der Myn (1719-1783): "Джентльмен с бокалом".
  12. Adrian van Ostade (1610-1685): "Человек за столом".
  13. Paulus Potter (1625-1654): "Большая воловья повозка".
  14. Abraharm Stork (1644-1708): "Город на Рейне".
  15. Adriaen van de Velde (1636-1672): "Стадо на отдыхе".
  16. Jakob de Wit (1695-1754): "Кувшин с цветами".
  17. Philips Wouwerman (1619-1668): "Драка"
  18. Philips Wouwerman (1619-1668): "Старый дом"
  19. Philips Wouwerman (1619-1668): "Сцена с охотником"
  20. Philips Wouwerman (1619-1668): "Мальчик с лошадью"
  21. Philips Wouwerman (1619-1668): "У реки"

Авторство и названия еще семи приобретенных полотен в настоящее время выясняются.

ВРЕЗ: БУКВА ЗАКОНА

По какому праву?

Юридические тонкости ситуации вокруг затонувшего корабля и его груза прокомментировал специалист по международному праву, адвокат Александр Молохов:

- Ситуация складывается не в пользу России. Судно располагается в территориальных водах чужой страны. К тому же Финляндия, не являясь участником международной Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, вправе действовать в данном случае на основе внутреннего законодательства. В юридических документах этого государства обозначен срок в 100 лет, по истечении которого подводный объект, и все, что в нем находится, становится собственностью Финляндии. В этом вопросе российская сторона может просить, договариваться дипломатическими способами, но не требовать. Вопрос о коллекции Екатерины Великой, по моему мнению, станет предметом политического торга.

Статья взята из журнала Итоги

http://itogi.ru/Paper2008.nsf/Article/Itogi_2008_07_20_00_3900.html

Назад

Гостевая

Sca
Всех посетителей и авторов с Новым Годом! Желаю процветания и хорошей погоды в 2011