<Предлагаем вашему вниманию статью из "Океанографической энциклопедии" посвященную полярным дрейфующим станциям. Она была написана американским специалистом, что достаточно интересно.
Научно-исследовательские
станции, создаваемые на дрейфующих
льдинах, известны как Д. с. Поскольку
Арктический бассейн недоступен для
надводных судов, в том числе и
научно-исследовательских, Д. с. выполняют
их роль, т. е. служат для проведения
научных исследований (океанографических,
метеорологических, геофизических и
др.).
Предшественниками
современных дрейфующий станций были вмерзшие в
многолетний лед и дрейфовавшие вместе
с ним суда первых исследователей
Арктики, например «Фрам» — судно
Норвежской полярной экспедиции 1893—1896
гг., возглавленной Фритьофом Нансеном,
«Мод» — судно экспедиции 1918—1925
гг., возглавленной Руалем Амундсеном.
Эти экспедиции внесли важный вклад в
океанографию и метеорологию, они же
показали ценность Д. с. Совершенствование
воздушного транспорта и радиосвязи в
первой трети 20 в. сделало возможным
создание Д. с. уже на дрейфующих
льдинах.
В
Арктическом бассейне под площадку для
Д. с. используется лед двух типов.
Дрейфующие ледяные поля — замерзшая
морская вода — служат основанием для
большинства Д. с. Арктический
многолетний лед состоит из большого
количества ледяных полей, тесно прижатых
друг к другу. Толщина ледяных полей,
выбираемых для Д. с, обычно достигает
трех метров, а их площадь равна нескольким
квадратным километрам.
Дрейфующие
ледяные острова — второй тип льда,
используемого для дрейфующий станций. Они представляют
собой достаточно толстую массу льда,
отколовшуюся от шельфовых ледников о.
Элсмир и других островов Канадского
Арктического
архипелага. Толщина ледяных островов
колеблется от 15 до 50 м, площадь — от
нескольких квадратных метров до
нескольких сотен квадратных километров.
Их преимущество перед ледяными полями
заключается в большей продолжительности
существования.
Например, американская
Д. с. «Т-3», созданная на дрейфующем
ледяном острове, отколовшемся от о.
Элсмир, работает с 1952 г.1 до
настоящего времени, в то время как
большинство Д. с. на ледяных полях
существовало только год или два. Однако
ледяные поля предпочтительнее в качестве
базы для определенных видов исследований,
например, таких, как изучение теплового
бюджета, которые требуют ледовой
обстановки, типичной для всего Северного
Ледовитого океана.Первая
Д. с. была организована СССР в мае 1937 г.
Группа из четырех человек во главе с И.
Д. Папаниным была высажена на лед около
Северного полюса. Научные наблюдения
велись в течение девяти месяцев. За этот
период льдина продрейфовала 2050 км.
В феврале 1938 г. Д. с. была снята ледоколами
в районе зал. Скорсби Гренландского
моря. На примере этой Д. с. стала очевидна
возможность их организации при помощи
самолетов.В
военные годы полярные исследования
были временно прекращены. Вторая Д. с,
«СП-2», была создана также СССР в
1950 г. В настоящее время в Арктическом
бассейне постоянно работают две
действующие Д. с. СССР. Когда плохие
ледовые условия вызывают эвакуацию
какой-либо Д. с, почти немедленно на
другой льдине создается новая
Американские дрейфующие станции начали работать с 1952 г., с организации
Д. с. для научных исследований на ледяном
острове «Т-3». Во время Международного
геофизического года (МГГ) (1957—1958)
действовали Д. с. «Альфа» и «Т-3».
Д. с. «Чарли» была организована
США в 1959 г. Позднее США были созданы Д.
с. «Арлис-I (1960—1961) и
«Арлис- 2 (1961 — 1965). Д.
с. «Арлис-I — единственная,
созданная скорее с помощью ледокола,
чем самолета.Д.
с. «Т-3» и «Арлис 2» расположены на ледяных дрейфующих
островах. За период МГГ единственной
советской Д. с, расположенной на
ледяном дрейфующем острове, была Д. с.
«СП-6»; остальные советские Д. с.
были созданы на многолетнем льду.
Лед
движется под влиянием ветра и океанических
течений. Обычно скорость дрейфа льда
составляет приблизительно
1/50 скорости ветра, и в своем движении
он отклоняется приблизительно на
30° вправо от направления действующего
ветра, подчиняясь отклоняющей силе вращения
Земли. На это эмпирическое правило
впервые обратил внимание Нансен. Лед у
канадского побережья Северного Ледовитого
океана описывает круг по часовой стрелке.
Эта круговая циркуляция образуется под
влиянием ветров, обусловленных
областью высокого давления (антициклона),
часто наблюдаемой над этой частью
океана.
Требуется около 10 лет для
завершения круговой циркуляции.
«Т-3» прошла две такие орбиты. На
евразийской стороне Арктического
бассейна лед дрейфует главным образом
по направлению к проливу между Гренландией
и Шпицбергеном, хотя антициклоническая
циркуляция и происходит на обширном
пространстве, занимаемом шельфом.
Самая большая скорость дрейфа льда
Северного Ледовитого океана наблюдается
в Восточно-Гренландском течении, и в
этом районе постоянные океанические
течения, возможно, имеют большое
значение. На
Д. с. проводятся исследования по морской
геологии и геофизике, биологии,
акустике, океанографии, синоптической
метеорологии и т. д..
Дрейфующие станции особенно ценны для продолжительных
и подробных исследований, которые
трудно вести с подводных лодок или
самолетов. Многие полярные явления
(полярные сияния, магнитные эффекты), а
также роль полярного района в формировании
теплового бюджета, вероятно, и в будущем
будут изучаться с Д. с.
КЕННЕТ
Л. ХАНКИНС
Прим.
ред.1 Это заключение
недостаточно обосновано. Известно, что
такие же ледяные острова существовали
менее продолжительное время. Так, Д. с.
«СП-6» около 3 лет находилась в
пределах Арктического бассейна и была
вынесена в Гренландское море. Ледяной
остров «СП-18» раскололся в первый
же год (см. Антонов В. С. Природа движения
вод и льдов Северного Ледовитого океана.
Тр. ААНИИ, 1968, т. 285, с. 148—177).
2 Д.
с. «СП-10» также была высажена с
атомохода «Ленин»,
а «СП-18» — с ледокола «Москва»
(см. ТрешниковА. Ф. Арктический
и антарктический научно-исследовательский
институт. Л., Гидрометеоиздат, 1970).
3 О
программе исследований и условиях жизни
на советских
дрейфующих станциях «Северный полюс»
см.Папанин
И. Д. Жизнь на льдине. Дневник. М., «Мысль»,
1972; Трешников
А. Ф. У полюсов Земли.Дневники
полярных экспедиций, М., «Сов, Россия»,
1966.
Источник: Океанографическая энциклопедия, 1974 год, с. 156 - 157
(прим. будьте бдительны - наука могла уйти далеко вперед)
Другие статьи из энциклопедии можно найти здесь.
Карту дрейфа станции Северный Полюс - 35 можно посмотреть здесь.
Дополнительно - история освоения Северного Полюса
|