В ночь с 16 на 17 сентября научно-экспедиционное
судно «Михаил Сомов» выходит из Архангельска в очередной рейс по завозу
грузов. За два с половиной месяца на труднодоступные станции,
расположенные на побережье и островах Белого, Баренцева и Карского
морей будет доставлено более полутора тысяч тонн грузов...
В основном «Михаил Сомов» привезет топливо, продукты питания,
оборудование и строительные материалы. Судно также доставит на сеть
станций новую смену полярников.
Бригадой строителей на геофизической станции Колба будет
смонтировано новое служебно-жилое здание модульного типа. Специалисты
Солнечногорского ЭМЗ выполнят монтаж метеорологического локатора
МАРЛ-А на аэрологической станции Шойна.
В Арктику на НЭС "Михаил
Сомов" отправляется экспедиция Арктического и антарктического
научно-исследовательского института, участники которой будут изучать
ледники на архипелаге Земля Франца-Иосифа и о. Новая Земля, и
экспедиция федерального заказника «Земля Франца-Иосифа».
|
Исследования льда будут проводиться на глубине до 20 метров Фото: Ирина Скалина |
|
В
самый длительный в этом году рейс уходит сегодня ночью
научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов". Оно доставит грузы для
полярников более чем в 30 точек Баренцева, Карского, Белого морей и
моря Лаптевых.
Судно перевезет за рейс около 200 пассажиров, кроме того, на борту запланирована и исследовательская программа.
Сначала "Сомов" направится к Новой Земле, поднимется до Земли
Франца-Иосифа, затем уйдет к Северной Земле и будет возвращаться
обратно вдоль арктического побережья материка. Капитан Юрий Настеко
говорит, что сейчас самое подходящее время для работы: благоприятная
ледовая обстановка, хорошая погода в Арктике. Хотя судну и предстоит
пройти 9,5 тысячи миль, для "Сомова" это несложный рейс. Переходы
занимают всего одни или двое суток, затем выгрузка, поэтому механизмы
работают в щадящем режиме, и у экипажа есть возможность отдыхать.
Зато у исследователей арктических льдов - напряженный график работы.
Сотрудники Арктического и Антарктического НИИ (Санкт-Петербург)
проведут исследования на ледниках Земли Франца-Иосифа и Баренцева
побережья Новой Земли, но к ним также впервые добавлены работы на
ледовом покрове восточного (Карского) побережья архипелага и Северной
Земли. Ученые смотрят их строение, измеряют температуру, толщину и
скорость движения. Ледники могут существенно отличаться друг от друга
даже на двух соседних островах.
Один из основных методов изучения - аэрофотосъемка с борта
вертолета. Николай Кубышкин сетует, что в этом году для ученых
предусмотрено всего 12 вертолетных часов - это немного, но
архангельские летчики уже знают требования исследователей при облете
ледников, поэтому полеты должны принести максимум информации. А чтобы
узнать, что у ледника внутри, специалисты проводят радиолокационное
зондирование и бурят скважины более 20 метров глубиной.
Изучение ледового покрова арктических островов дает ценные данные об
изменениях климата. Например, ледник Павлова на Новой Земле за
последние несколько лет отступил на 100, а по некоторым данным даже на
500 метров. Хотя, по словам Николая Кубышкина, об уменьшении размеров
ледникового щита архипелагов есть свидетельства еще участников
экспедиции Русанова, т.е. явления потепления в Арктике продолжаются уже
как минимум столетие. Но все же современные данные не столь однозначны.
На некоторых островах Земли Франца-Иосифа ледники, наоборот,
выдвигаются все дальше в море. Все эти ледяные массивы являются местами
рождения айсбергов.
Изучение бродячих ледовых гор - вторая часть исследований. Сейчас
акцент ученые делают на изучение степени айсберговой опасности в местах
будущей разработки месторождений на шельфе: в районе Штокмановского,
Адмиралтейского, Пахтусовского и ряда других. В 2003 году в районе
Штокмана наблюдалось аномально большое скопление айсбергов, в 2007 году
их там вообще не было, зато огромное количество опасных странников
находилось в проливах Земли Франца-Иосифа. Ученые пытаются выяснить
закономерности образования и движения айсбергов.
Экспедиция "Сомова" завершится в начале зимы. На середину декабря запланирован еще один полярный рейс.