Новые исследования парниковых газов (инстиут Скриппса) Версия для печати
08.12.2017

ещество, еще недавно рекомендуемое экологами для использования в промышленности, оказалось самым опасным парниковым газом. Это – трифторид азота (NF3), объемы выбросов которого ежегодно возрастают. Подобно ему вредными для природы химическими соединениями могут оказаться многие из тех, что сейчас кажутся безобидными.

Представим себе такую картину. Как истинный борец с глобальным потеплением вы только что заплатили около $25 тыс. за комплект солнечных батарей, чтобы обеспечить себя экологически чистой энергией. И однажды вы узнаете, что на самом деле не спасаете планету, а гробите. Оказывается, бесцветный газ трифторид азота (NF3), используемый при изготовлении тех же солнечных батарей, для природы гораздо опаснее пресловутой двуокиси углерода (СО2).

Вредная электроника
Трифторид азота получил самое широкое применение еще в 1990-е годы. Тогда, провозгласив высокие технологии спасением от глобального потепления, американское Агентство по охране окружающей среды всячески поощряло его использование. Сейчас NF3 используется в основном для производства ЖК-мониторов, микросхем и даже вездесущих мобильных телефонов.

«Все высокие технологии на самом деле очень грязные, так как в их основе лежит огромное количество ресурсов, изымаемых из природы», – рассказывает «24» директор Межведомственного экологического центра профессор Игорь Крайнов. Однако, кроме изъятия ресурсов, в основе изготовления hi-tech-устройств лежит и выброс опасных парниковых газов.

Трифторид азота не считался серьезным фактором парникового эффекта из-за своего малого содержания в атмосфере и даже не упомянут в Киотском протоколе – международном документе, регулирующем выбросы парниковых газов. Новое исследование показывает, что человечество в очередной раз ошиблось.

Новые подсчеты
Ежегодный уровень выбросов в атмосферу NF3 в четыре раза выше, чем предполагалось ранее, – утверждают данные нового исследования под руководством профессора Рэя Вайса из Института океанографии Скриппса (США). Как свидетельствуют его недавно обнародованные исследования, содержание NF3 в 2006 г. оценивается в 4,2 млн. т, а не в 1,2 млн., как показывали прежние исследования. В 2008 г. количество этого газа возросло до 5,4 млн. т. Ежегодно в воздух попадает 4 млн. т трифторида азота и по меньшей мере 640 тыс. кг там остается. Это эквивалентно почти 11 млн. т СО2. При этом трифторид азота разогревает атмосферу в 17 тысяч раз эффективнее, чем углекислый газ такого же объема, и сохраняется там в пять раз дольше.

Сейчас доля NF3 в парниковом эффекте составляет всего 0,04%, но с развитием высокотехнологичной индустрии она непрерывно растет. «Полученный результат еще раз показывает, как важно определить влияние индустрии телекоммуникационных технологий на глобальные изменения климата», – говорит директор Калифорнийского института телекоммуникаций Университета Калифорнии Лэрри Смарр.

Изменчивые газы
Рэй Вайс вместе с коллегами рекомендует внести NF3 в реестр парниковых газов, регулируемых Киотским протоколом. Он также надеется, что производители высоких технологий будут искать возможность уменьшить выбросы этого газа или использовать на производстве другие вещества.

Ученые ожидают, что в новом Киотском протоколе, который должен быть подписан в следующем году, подход к оценке влияния парниковых газов на климат Земли будет пересмотрен. «Сейчас оно оценивается по принципу создания парникового эффекта по сравнению с двуокисью углерода. Но есть предложение оценивать влияние каждого газа в отдельности на глобальное потепление, и планируется добавить другие газы, которые также влияют на изменение климата», – комментирует «24» координатор программ по изменению климата Национального экологического центра Украины Ирина Ставчук.

Правда, никто из ученых не гарантирует, что новый список вредных газов будет окончательным.

Газы подсчитают по-новому

Ученые еще толком не знают, как действуют те или иные источники загрязнения на климат планеты. Частично решить эту задачу сумели сотрудники норвежского Международного центра исследования климата и окружающей среды Терье Бернстен и Ян Фуглестведт. В последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences они предложили новую методику оценки влияния транспорта на температуру Земли.

Норвежцы начали свою работу с подсчета влияния каждого газа (CO2, NOx, CH4 и др.) на температуру атмосферы в долгосрочной перспективе (100 лет). Уровень выбросов газов Бернстен и Фуглестведт привязали к транспортным выбросам 2000 г. После этого оставалось просуммировать отдельные компоненты и вычислить, как масштабы воздействия каждого вида транспорта могут меняться со временем.

Выводы ученых таковы: наибольшая роль в повышении температуры принадлежит автомобилям, затем идут самолеты. Железнодорожный транспорт почти не вредит климату, а вот морские суда пока лишь охлаждают планету благодаря выбросам большого количества аэрозолей и оксидов азота, снижающих атмосферные концентрации метана и озона.



Автор: Ярослав Загоруй, «24»

http://gazeta.24.ua/news/show/id/74508.htm

 

Назад

Гостевая

Sca
Всех посетителей и авторов с Новым Годом! Желаю процветания и хорошей погоды в 2011